В полной ли мере соблюдаются права детей, нуждающихся в особом внимании и поддержке? Доступна ли образовательная среда для обладающих особыми потребностями?
Эти вопросы обсуждались на заседании совета по вопросам образования и здравоохранения при областном филиале партии «AMANAT».
По информации руководителя отдела дошкольного и среднего образования областного управления образования Асемгуль Сулейменовой, в области проживает 11 851 ребенок (с инвалидностью – 1 817) с особыми образовательными потребностями: в возрасте до 6-ти лет – 5 052, школьного возраста – 6 749 детей, обучаются в ТиПО 50 студентов.
Для сопровождения и оказания психолого-педагогической поддержки функционирует сеть специальных организаций: пять школ-интернатов, четыре психолого-медико-педагогические консультации, 20 кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК) с охватом 1 829 детей, 50 консультативных пунктов инклюзивного образования посещают 995 детей.
С 2020 года в области реализуется государственный социальный заказ «Организация услуг по социальной адаптации, психолого-педагогическому сопровождению и коррекционной поддержке детей с аутизмом и задержкой психоречевого развития с чертами аутизма». Его сумма составляет 35,5 млн тенге, дополнительные услуги получают 55 детей и подростков с аутизмом. Проект реализует ОФ «Я сам шагаю».
Качество образовательных услуг и коррекции напрямую зависит от профессионального мастерства педагогов.
В области с детьми с особыми образовательными потребностями работают порядка 702 специальных педагогов: в общеобразовательных школах – 414, дошкольных организациях – 167, специальных организациях и кабинетах коррекции – 121. Все педагоги имеют высшее образование.
С 2021 года для психолого-педагогического сопровождения в организациях образования введены штатные единицы педагогов-ассистентов. Сегодня их 189.
Начиная с 2022 года, 217 педагогов прошли курсы по государственному заказу. Также ежегодно около 500 педагогов организаций образования нашей области проходят курсы повышения квалификации на коммерческой основе.
Необходимым условием развития инклюзивного образования является укрепление материально-технической базы. Для организации подвоза детей с особыми образовательными потребностями в КППК в области приобретено 19 единиц специального автотранспорта на общую сумму 264,5 млн тенге. Также в 2021 году приобретен автобус для подвоза детей в специальную школу-интернат № 1 г. Кокшетау на сумму 34,4 млн тенге.
В 2024 году планируется открытие 30 кабинетов поддержки инклюзивного образования во всех районах и городах области на сумму 375 млн тенге. К 2025 году планируется открыть еще 56. Стоимость каждого – 12 млн, вводятся дополнительные штатные единицы.
В прошлом году за счет средств общественного фонда «Қазақстан халқына» ассоциацией производителей и поставщиков учебного оборудования РК «Kazdidac» поставлены и оснащены 30 учебных кабинетов в пяти специальных школах области на общую сумму 150 млн тенге.
В организациях образования при проведении капитальных и текущих ремонтов большое внимание уделяется проведению адаптационных мероприятий, направленных на создание беспрепятственного доступа в организации образования для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Также ведется контроль по созданию максимально безопасных и комфортных условий жизнедеятельности для населения с ограниченными возможностями при проектировании новых объектов образования (строительство школ, детских садов).
На сегодняшний день в области функционируют 522 государственные дневные общеобразовательные школы, 112 государственных детских садов, 22 государственных колледжа. Из 656 государственных организаций образования, подлежащих адаптации, в 632 установлены пандусы, в 37 установка пандуса не требуется, барьеров нет. В этом году планируется проведение адаптационных работ на 61 объекте организаций на сумму 49,7 млн тенге.
Руководитель областного управления здравоохранения Нурлан Ахильбеков проинформировал об алгоритме лечения и коррекции детей с особыми потребностями.
Очень многое зависит от раннего выявления заболеваний. Для этого действует система скринингов. Маршрут скрининга состоит из трех этапов: первый этап проводится в организациях родовспоможения после рождения ребенка, второй – участковой службой поликлиник и третий включает повторные осмотры и мониторинг психофизического развития детей до 5 лет в центрах развития ребенка при поликлиниках. Таким образом определяется группа детей, нуждающихся в консультациях узких специалистов и психолого-педагогическом сопровождении.
Профиль обучения детей группы риска, необходимость коррекционных занятий определяются ПМПК. Специалисты комиссии направляют детей на консультацию к узким специалистам, в том числе и в центры психического здоровья.
По плану комплексной поддержки детей с расстройствами аутистического спектра в области функционируют 24 кабинета развития ребенка. Медицинские работники обучены, проводят диагностику аутизма. При выявлении отклонений в развитии ребенок направляется на ПМПК. По рекомендациям ПМПК медицинская помощь оказывается в реабилитационном центре «Камкорлык» на базе Многопрофильной областной детской больницы, где проводятся занятия с логопедом, психологом, эрготерапевтом.
Только в текущем году реабилитационную помощь получили 379 детей, в том числе на круглосуточном лечении – 90 детей, на дневном – 289 детей.
В текущем году планируется открытие реабилитационного центра «Қамқорлық» на базе Жаксынской районной больницы (спонсор – корпоративный фонд «Қамқорлық қоры» при поддержке «Қазақстан халқына»). Центр будет оказывать комплексную реабилитационную помощь детям с 1,5 до 18 лет с нейро-ортопедическими нарушениями из Атбасарского, Жаксынского, Жаркаинского, Есильского, Егиндыкольского, Астраханского, Сандыктауского районов.
Вместе с тем ежегодно выделяется порядка 7 квот для детей с расстройством аутистического спектра, которые направляются в Национальный центр детской реабилитации.