Старейшему предприятию областного центра ТОО «Кокшетауский автобусный парк» в этом году исполняется 78 лет. Сейчас это современное и хорошо оснащенное транспортное предприятие обслуживает 67% от общего объема городских пассажирских перевозок (14 постоянных маршрутов и 1 сезонный).
Автобусный парк в Кокшетау был образован в 1946 году, в период послевоенной разрухи располагался в приспособленном здании. Лишь в 1972 году был введен в эксплуатацию новый типовой автобусный парк на 200 автобусов, позднее были дополнительно построены и оборудованы цеха.
– На предприятии работают 226 человек: 117 водителей и 55 кондукторов, – рассказывает генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Олег Агоев. – За год перевозим более 19 миллионов пассажиров, пассажирооборот составляет 68,8 тыс. км.
Примерно с 2000 года, после спада, который переживали многие предприятия не только в транспортной отрасли, начался период подъема и модернизации. Были отремонтированы цеха, административное здание, закуплены и введены в эксплуатацию новое оборудование и станки. Работники, занятые на тяжелых и вредных условиях труда, стали обеспечиваться спецпитанием (молоко), спецодеждой и обувью, средствами личной гигиены, в цехах установлены душевые кабины. Это повлияло на качество предоставления услуг.
– Водитель автобуса – «лицо» нашего предприятия, – говорит Олег Агоев. – Его дело – безопасно и с комфортом перевозить пассажиров, а не заниматься ремонтом. За поддержание подвижного состава в исправном техническом состоянии отвечает ремслужба. Обслуживание и ремонт автобусов происходит в хорошо оснащенных цехах. Благодаря слаженной работе мастеров производства, слесарей, мотористов, газосварщиков техника ремонтируется в максимально короткие сроки. Не вышел автобус на линию, маршрут «открыт», люди не могут попасть на работу, поехать по своим делам…
Еще хуже, говорит генеральный директор, когда автобус сходит с линии по причине неисправности. Для контроля за работой автотранспорта организовано круглосуточное дежурство на контрольно-техническом пропускном пункте, в диспетчерской. Такие пункты всегда на связи друг с другом, это позволяет оперативно заменить сошедшие с маршрута из-за технической неисправности автобусы.
До 2019 года по городу колесили автобусы марки «ПАЗ», которые уже не вписывались в изменяющийся облик города по эстетичности, не говоря уже о комфорте для пассажиров. А главное, поддерживать их в технически исправном состоянии предприятию-перевозчику с каждым годом становилось труднее. Участились справедливые жалобы пассажиров на качество обслуживания. Но все изменилось, когда в рамках государственно-частного партнерства для ТОО «Кокшетауский автобусный парк» были приобретены 44 новых вместительных городских автобуса марки YUTONG ZK6108HGH длиной 10,4 метра. Кстати, собраны они на заводе ТОО «СарыАркаАвтопром» в Костанае.
Были доступны и другие варианты замены устаревшей техники. Например, в течение недели по Кокшетау на разных маршрутах в тестовом режиме работал белорусский автобус «МАЗ-206», получивший после доработок уже российской компанией «РариТЭК» собственное имя – «Лотос». Но пассажирам он не понравился – многие жаловались на тесный салон, а также неудобства при посадке на задний ряд сидений, куда приходилось добираться по ступеням. В итоге по соотношению цена/качество/комфорт выиграл китайский YUTONG. Эти автобусы адаптированы к климатическим условиям Кокшетау: имеют двойные стеклопакеты, дополнительные отопители салона, обогрев зеркал, камеры видеонаблюдения. Оснащены GPS-навигацией с автоинформатором, датчиками пассажиропотока, аппарелями для инвалидов и стационарными терминалами электронной оплаты проезда.
Предложенный местными властями проект по модернизации городского пассажирского транспорта предполагал обновление парка автобусов до 50%, поэтому год спустя были приобретены дополнительно 30 автобусов. Двадцать из них – зарекомендовавшие себя по всем параметрам YUTONG ZK6108HGH, еще десять – удлиненной до 11,7 метра модификации YUTONG ZK6118HGА. Они имеют все то же оснащение, добавились в соответствии с требованиями навесные дезинфекционные установки, ультрафиолетовые лампы для обеззараживания воздуха.
Тем не менее, по словам Олега Агоева, проблем у перевозчиков достаточно. Основная – нехватка водителей и кондукторов. За десять с лишним лет в автошколах на категорию «D», дающую право управления автобусами большой вместительности, отучились единицы.
Предприятие держится на плаву благодаря династиям, общий стаж некоторых из них перевалил за 40 лет. Это водительские династии Искаковых, Нуркутовых, Ашимовых, Яфясовых. Более тридцати лет работают в автопарке Правнюк В.И., Ауталипов К.Т., Чернявский Г.Г., Сунгатуллин Ф.С., Зайцев В.И. Немного, но есть и молодые водители, которые учатся у старших коллег добросовестно относиться к своей работе, следить за чистотой в салоне – Искаков А.К., Латыш С.Н., Можебаев А.Б.
Не менее важен в составе экипажей городских автобусов труд кондукторов-консультантов. Большой стаж работы у Тукановой А.С., Кирсанкиной С.В., Маженовой Ж.З., Филипьевой Г.А.