Сколько, кому и почему задолжали больницы

Объем кредиторской задолженности медицинских организаций нашей области растет такими темпами, что не может не вызывать беспокойство.

Попытка разобраться в этой болевой точке была предпринята на совместном заседании постоянных комиссий областного маслихата.

По информации областного управления здравоохранения, за первое полугодие кредиторская задолженность медицинских организаций увеличилась с 2,9 до  4,9 млрд тенге (68,9%). На 4,3% выросла и просроченная задолженность.

Причем в Степногорской многопрофильной межрайонной больнице, оказавшейся ранее в критической ситуации и получившей беспрецедентную организационную и финансовую помощь, долги вновь растут быстрее, чем у многих иных. Следом по размеру задолженности идут больницы Аршалынского района и Биржан сал.

Причем заработную плату медицинские работники получают своевременно, а вот с поставщиками товаров, работ и услуг рассчитаться не могут. Что чревато и срывом поставок, и неминуемыми судебными процессами.

Ссылки на несвоевременное финансирование из республиканского бюджета не состоятельны. Задержки, связанные с модернизацией единой системы оказания медицинской помощи, возникли недавно. Задолженность же сложилась не за один месяц, а где-то и не за один год.
По мнению специалистов управления здравоохранения, причинами роста кредиторской задолженности являются управленческие решения руководителей и отсутствие должного контроля. Отсюда: неэффективное использование выделенных средств, необоснованные затраты на фонд оплаты труда, нерациональный закуп и хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, неэффективный оборот коек, отсутствие аудита, несвоевременное финансирование ФОМС.

К ФОМС у руководителей медицинских организаций вопросов много: на покупку необходимого оборудования и препаратов деньги выделяются без учета инфляции, «драконовская» и далекая от совершенства система штрафов, экстренную медицинскую помощь получают и не прикрепленные к этой больнице люди. При нынешних темпах миграции их становится все больше. Особенно в пристоличных районах. Система подушевого финансирования этот аспект не учитывает…

Разговор об этом идет не первый год, на областном уровне эти проблемы, конечно, не решаемы.

Данные, приведенные заместителем директора областного филиала ФОМС Алией Жусуповой, свидетельствуют о том, что руководители акмолинских медицинских организаций часто получаемые деньги используют нерационально, а то и вовсе отказываются от какой-то их части.

Не все поставщики медицинских услуг своевременно подают заявки в Минздрав на участие в конкурсах. В прошедшем полугодии при плане закупа на 87 млрд тенге поначалу заключили договоры на 81 млрд.

– При оформлении заявок наши медорганизации часто допускают ошибки, не учитывают обязательность наличия лицензий. Встречаются ошибки в отчетах, – отмечала Алия Жаскайратовна. – В итоге: в начале года «неразмещенка» составила 5 млрд тенге. 2,2 млрд пришлось вернуть, потому что не смогли провести конкурс.

В конце июня неразмещенными остались 1,5 млрд тенге. И это при том, что в целом медорганизации области нуждаются дополнительно в 5-6 млрд тенге.

Показательный пример: руководство все той же Степногорской больницы на объявленный в начале декабря прошлого года конкурс заявку подать не смогло. Из-за этого конкурс в обозначенные сроки не проводился. Позже заявку подали, но не на все виды услуг. Не было заявки на дневной стационар и детский реабилитационный центр. В феврале деньги выделяли дополнительно.

По итогам первого квартала вновь выделенные средства освоить не  могли. Приобрели дорогостоящее оборудование. Но оно простаивает из-за отсутствия специалистов и пациентов.

В числе действительно беспрецедентных мер по ликвидации сложившейся катастрофической задолженности, помимо выделения без малого 400 млн тенге из областного бюджета, планировалось придать Степногорской больнице статус межрайонной многопрофильной. Деньги для этого выделены, но и в конце июня бюджетная заявка в профильное министерство так и не поступила.

Но и при положительном решении остается множество вопросов: поедут ли в Степногорск шортандинцы, аккольцы? Если жители района Биржан сал основную часть медицинских услуг будут получать в этом промышленном моногороде, для чего в Степняке уже третий год строится многомиллиардная поликлиника?

Нельзя не сказать, что при прогрессирующем росте кредиторской задолженности фонд заработной платы в Степногорской больнице достигал 96%. Лишь после смены руководства его удельный вес удалось снизить до 69%.

Впрочем, чему удивляться, если недавняя проверка выявила двух главных бухгалтеров. Один из них за 5 месяцев получил 5 млн 600 тыс тенге. Сейчас уволены оба. Но сам факт, что это было возможным, является показательным.

Предлагаемые областным управлением здравоохранения меры по сокращению кредиторской задолженности для всех медучреждений вызвали много встречных вопросов у депутатов областного маслихата.

В частности, такой пункт «предоставлены письменные гарантии о ликвидации кредиторской задолженности до конца текущего года 8-ми медицинскими организациями».

Но какие могут быть гарантии, если проблемы носят глубинный и системный характер? И как именно, за счет чего может быть ликвидирована задолженность?

И уж совсем непонятно, как решению этой задачи может помочь «внедрение в практику публикаций отчетов главных врачей перед населением и общественностью по финансовому состоянию медицинских организаций».

Следующий пункт: «Медицинскими организациями предусмотрены планы обучения финансовых работников и работников менеджмента» вызвал закономерный вопрос: каким образом на работу принимали необученных?

– Почему всю ответственность переложили на руководителей медорганизаций? Что изменят объявленные им выговоры? Где конкретный, по-этапный план действий, – ответы на эти вопросы не прозвучали.

Председатель постоянной комиссии областного маслихата Марат Койшибаев резюмировал: «Будем работать. Через несколько месяцев вернемся к этой проблеме. Если ситуация не изменится, не будут предложены конкретные и действенные меры, будем действовать по-иному».

Читайте также