Почему возникают риски и что с этим делать

Реализация каких мероприятий, вошедших в Дорожную карту предвыборной программы партии «AMANAT» находится под угрозой срыва? Почему? Как ситуацию исправить?

Ответы на эти вопросы пытались найти на совместном заседании советов по региональному развитию и по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при областном филиале партии.

На первые два вопроса, к сожалению, ответ очевиден. К сожалению, потому что причина того, что многие дома, мосты, дороги… в запланированные сроки не построят, а некоторые вообще придется отложить до лучших времен, общая: в связи с нехваткой финансовых средств.

Запланированных ранее денег не хватает тоже в силу одних и тех же причин, обозначенных на заседании руководителем областного управления энергетики и ЖКХ Игорем Макаровым: «Неисполнение связано с удорожанием проектов, отставанием от графика производства работ, недобросовестным исполнением договорных обязательств, судебными разбирательствами, отсутствием своевременного финансирования».

Об этом говорили и заместитель руководителя областного управления экономики и бюджетного планирования Асет Курмангожин, и заместитель руководителя управления строительства, архитектуры и градостроительства Азамат Байкуанышев, и руководитель отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жумабек Хайролла.

Объекты разные, реализуются в разных регионах области, заказчики и подрядчики тоже разные, а итог часто один – неудовлетворительный.

Несколько примеров. Из шести строящихся и ремонтируемых мостов на автодорогах областного значения наибольшие проблемы возникли с вводом мостов на 19 км автомобильной дороги Атбасар – Сочинское в Атбасарском районе и на 13 км автодороги Есиль – Свободное – Раздольное.

Причина все та же: «В связи с необходимостью корректировки ПСД». Корректировка же необходима, потому что проекты были разработаны в 2018 году. Резкого удорожания дорожно-строительных материалов (некоторых – в два раза) не ожидали. После корректировки ПСД понадобится положительное заключение госэкспертизы, затем – конкурсные процедуры.

Такие объяснения даются в отношении практически каждого объекта, находящегося под угрозой срыва. Отличие в выводе: без «возможно» прозвучало реалистичное: «Данный пункт Дорожной карты партии «AMANAT» исполнен не будет». И предложение: «Предлагаем заменить данные объекты строительства на реконструкцию участка автодороги Атбасар – Сочинское с устройством трех водопропускных устройств и капитальный ремонт водопропускного сооружения на 29 км автодороги Жолымбет – Шортанды – Пригородное.

Возможно, действительно жизнь вносит свои коррективы. Но не пора ли уже при планировании учитывать возможность (скорее, неизбежность в современных реалиях) удорожания всего и вся, насколько это возможно сократить время строительства, ремонта объекта, принять НПА, обязывающие подрядчика тратить авансы на приобретение материалов…

Показательны и проблемы с реконструкцией системы водоснабжения с. Заречное Есильского района. Водоснабжение в селе централизованное. Действующие сети – 5км – построены в 1972 году. Протяженность сетей по проекту – 26 км.

Начальная договорная стоимость – 416,5 млн тенге. Подрядная организация – ТОО «Монолит». Проект прошел корректировку в связи с удорожанием строительных материалов. Новая договорная стоимость – 660,5 млн тенге.

И вновь средств из республиканского и областного бюджетов недостаточно. Скважина пробурена, магистральный трубопровод в села Дальнее и Заречное проложен, прорыты траншеи от скважин до резервуара. Необходимо выполнить устройство ВНС первого и второго подъема, установить электрическую часть и водовод в селе Заречное, провести обводку в колодцах.

Для этого необходимы дополнительно из РБ – 70,9 млн тенге, ОБ – 172,6 млн тенге. С ТОО «Монолит», изначально затянувшим реализацию проекта, договор расторгнут по решению суда, оно признано недобросовестным поставщиком. Заключен договор с новым подрядчиком.

Уже не только специалисты знают, насколько сложно и, главное, долго добиться того, чтобы внести подрядчика в реестр недобросовестных.

Кредитный 45-квартирный жилой дом в Есильском районе строит уже третий подрядчик. С подрядной организацией – ТОО «G5 Maintenance Services Company» – договор был расторгнут опять же «в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Из-за увеличения сроков строительства (нормативный срок – 9 месяцев), по проекту проведена корректировка».

Со вторым подрядчиком пришлось расторгнуть договор из-за допущенного по вине заказчика нарушения процедуры. И вновь вопрос, ответ на который может перерасти в предложение. Нельзя ли разработать на уровне НПА меры воздействия на подрядчика, не требующие сложной процедуры включения его в реестр недобросовестных? Тем более, что они недолго там пребывают: изменили название, место дислокации, зарегистрировались вновь.

Сети канализации, водоснабжения, теплоснабжения, телефонизации, электроснабжения многострадального дома в Есиле введены в 2023 году. Освещение и благоустройство будут завершены в этом.

Дефицит средств после корректировки проекта – 447 млн тенге. Заявка на выделение средств из областного бюджета пока не поддержана. Если деньги все-таки выделят, то ввод жилого дома возможен в этом году.

Очевидно: если средства не изыщут, то не из-за того, что не хотят, а потому что проектов, на завершение которых они нужны, множество. Есть и первоочередные: зима, учебный год не за горами…

Недавно председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев говорил о том, что сегодня в Казахстане тратится вдвое больше денег, чем зарабатывается и долго это продолжаться не может и не должно.

Тем более, что ни в одной из областей нет своего Нацфонда, откуда можно средства изъять. Запланированная доходная часть областного бюджета исполнена с небольшим превышением. Но вот расходы…

– Они увеличиваются, – приводил данные Асет Курмангожин. – За последние три года откорректировано 69 проектов. Общая сумма удорожания – 86,6 млрд тенге. Это почти 60% нашего годового бюджета.

О новых проектах речь сегодня не идет. Начатые завершить проблематично. Асет Асылбекович на призывы некоторых членов советов привлечь к ответственности руководителей районов и ведомств ответил профессионально и аргументированно: «Вопросы, большей частью, не к акиматам районов и городов, а к системе государственного планирования в целом».

Бесконтрольная разработка недешевых, но устаревающих через год ПСД, тоже во многом связана с этим.

Программы развития территорий в районах отменены, они вошли в состав программ развития области. Часто туда включают проекты, которые первоочередными не являются.

Менять надо не только подрядчиков, ответственных заказчиков, руководителей ведомств, но кардинально совершенствовать всю систему. Дело это непростое, но иначе никак.

Читайте также