Именно так отзываются о своем коллеге, руководителе Приозерной школы Сандыктауского района Сарсембае Анапине учителя, школьники, друзья, представители отдела образования и районного профсоюза и все, кто с ним знаком на протяжении жизни.
Сарсембай Камидулаевич родом из многодетной семьи простых рабочих, где воспитывались восемь братьев и сестра. Как вся молодежь того времени, дети играли в школу, в которой наш герой был учителем для всех, так как был одним из старших в семье.
– Мне нравилось учить своих братьев, объяснять так, чтоб им было интересно, учить их читать и красиво писать. Главным для меня было, чтобы эта игра закончилась правильно: все получили хорошие оценки и узнали для себя что-то новое и полезное. Дети того времени росли с пониманием, что учителями становятся самые умные и добрые люди, которые знают все, могут ответить на любой вопрос, поддержат в любой ситуации. Я всегда хотел стать таким человеком! Чтобы достичь своей цели, много учился и работал.
Вспоминаю свои учебные и трудовые будни с благодарностью к своим учителям за то, что они разглядели мои способности, помогли раскрыться, подготовили к жизни. Мне очень нравится моя профессия, никогда не жалею о выборе, сделанном когда-то давно. Помню каждого коллегу, с кем работал, от кого набирался опыта, каждого своего ученика.
Вспоминая своих выпускников, понимаю: для меня не столь важно, были они отличниками или двоечниками, главное – что все они добрые люди, которые умеют дружить, способны сострадать, помогать и прощать. Именно эти качества и должен прививать каждый учитель…
Считаю, что мы, учителя, должны быть образцом для своих учеников. Все дети стараются быть похожими на любимого учителя. Когда-то таким был и я. Мой любимый учитель математики Есенбек Кульсеитов был строгим, умным, солидным, всегда опрятным, немногословным, но он мог решить любую задачу! Это был мой идеал, мой эталон человека, на которого хотелось быть похожим. В детстве старался подражать ему, даже разговаривая с кем-то, я копировал его жесты и слова. Но учителем математики не стал.
Я учитель технологии и считаю, что это лучшая профессия! Люблю мастерить, что-то создавать. На своих уроках я учу детей не бросать начатое, даже если что-то не получается, таким образом воспитываю в них стойкость и веру в себя. Ведь человек, который творит, никогда не разрушит созданное. К урокам я стараюсь подходить творчески, чтобы детям было интересно. Воспитываю в них уважение к опыту, накопленному человечеством, любовь к окружающему миру и жизни. Моя главная цель – развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, – говорит Сарсембай Камидулаевич.
Уже двенадцать лет Сарсембай Камидулаевич возглавляет коллектив Приозерной школы. Возможно, придя в эту школу рядовым учителем в 2007 году, он и подумать не мог, что останется здесь и будет руководить коллективом.
Спросите: легко ли быть директором? Конечно же, нет. Это «тяжелый портфель». Знал ли он заранее, что ему предстоит выдержать и с какими трудностями придется столкнуться? Вряд ли. Директор сельской школы – это особая должность! Вся жизнь – как на ладони, каждый его шаг и движение – на виду. Сарсембай Камидулаевич считает: если уж выбрал профессию, то нужно стараться быть лучшим. А в доказательство этой мысли приводит слова М. Робеспьера о том, что у лидера есть две важные черты: во-первых, он сам куда-то идет; а во-вторых, может повести за собой людей.
– Главный принцип его работы – создание ситуации успеха: осторожно и бережно помочь школьнику и педагогу раскрыться, вселить уверенность, дать возможность почувствовать свою ценность. Ему присущи главные для руководителя качества: добросовестность и трудолюбие, доброжелательность и искренность, доверие и любовь к детям, коллегам, родителям и окружающим. Это и есть залог общего успеха. Сарсембай Камидулаевич доказал: тот, кто по призванию, с открытым сердцем и любовью к людям, детям приходит работать в школу, навсегда остается молодым, – говорят учителя Приозерной школы.
Каждый свой день он проводит среди детей и учителей, живет их интересами и проблемами. Имея такой жизненный опыт, Сарсембай Камидулаевич до сих пор задается вопросами: «Какую школу я хочу видеть в будущем?», «Каковы перспективы развития школы в селе и в общей системе образования?», «Какова роль моей образовательной организации?», «Какую стратегию, модель использовать для достижений поставленных целей?».
– Четкое планирование, правильная организация, отлаженная система мотивации и контроль дали свои результаты. Благодаря его неустанному труду общеобразовательная школа села Приозерное имеет особый статус и высокие показатели. За добросовестный труд, значительный вклад в развитие системы образования, творческое отношение к делу Сарсембай Камидулаевич награжден медалями «Заслуженный работник образования Республики Казахстан», «90 лет Сандыктаускому району», имеет множество грамот и благодарственных писем, – рассказывает Макпал Аубаева, председатель профсоюза работников образования Сандыктауского района.
Директора Приозерной школы всегда будут помнить и выпускники. Можно с уверенностью сказать, что в этот момент каждый из них захочет снова оказаться рядом с Сарсембаем Камидулаевичем, выслушать очередной совет, шутку или даже замечание.
Сарсембай Анапин – словно режиссер, создает спектакль, сам не всегда появляясь на сцене. И его роль скорее творческая, чем административная. Он был и остается учителем и для своих учеников, и для учителей.
Динара АРХАРОВА.
Сандыктауский район.