Самому молодому должнику по кредитам 18 лет. Самому старшему – 65. Средний возраст неплательщиков – 45 лет. 52% из них – мужчины.
Такие данные на брифинге, прошедшем на площадке РСК, привел руководитель управления по работе с несостоятельными должниками областного департамента госдоходов Тобыл Демесинов.
Речь шла о том, что с 25 августа вступят в силу поправки к Закону РК «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан». И стать официально банкротом станет еще проще.
Думаю, что не только у меня, но у многих (во всяком случае у тех, «кому за…») слово «банкрот» вызывает эмоции негативные, ведь ближайший синоним этого слова – «несостоятельный». И не только в финансовой сфере. С детства нас учили: долги надо возвращать. Не смог – значит, что-то в тебе и твоей жизни не так. Да и сама этимология слова красноречива: в переводе с итальянского – буквально «сломанная скамья».
Но «долги прощать надо» – это еще из Ветхого Завета. И в ту пору, когда мы ожидали государственных квартир, слов «ипотека» и «потребительский кредит» не знали. И не было сотен микрокредитных организаций, навязчиво предлагающих свои услуги. Сейчас деньги под немалые проценты можно получить «одним кликом», не подтверждая свою платежеспособность. Этот 18-летний молодой человек явно не в банке кредит получал.
И абсолютно справедливы слова Тобыла Еркеновича: «Ситуации в жизни бывают разные. Банкротство не решит все проблемы с закредитованностью. Это крайняя мера, которая предоставляет возможность освободиться от безнадежного долга и несет определенные последствия».
За время действия закона (с 2023 года) 3 554 акмолинца подали заявления на применение внесудебного банкротства. Это возможно в том случае, если долг перед банками, МФО и коллекторскими агентствами не превышает 1 600-кратного МРП (в этом году 5 907 200 тенге).
Сейчас, согласно требованиям, заявитель не должен иметь имущества на праве собственности, включая имущество, находящееся в общей совместной собственности, не должен погашать долг в течение 12 месяцев, должны быть проведены процедуры по урегулированию и (или) взысканию неисполненных обязательств.
231 человек из подавших заявление имеют шанс на списание долга, срок рассмотрения – 6 месяцев.
В целом, 394 должника с общей суммой кредиторской задолженности свыше 580 млн тенге уже признаны банкротами. По 2 786 заявлениям о применении процедуры банкротства отказано.
Наибольшее количество заявлений поступило по г. Кокшетау – 1 213, Целиноградскому району – 385, Степногорску – 288. Это, в принципе, очевидно: численность населения и более высокая информированность людей об этой возможности.
Основные причины отказов – нарушение требований закона: заемщик в течение 12 месяцев какую-то сумму внес или у него есть имущество на праве собственности, не предоставил документ о прохождении процедуры урегулирования неисполненных обязательств.
По информации Тобыла Демесинова, в последние месяцы количество заявлений на признание банкротом снизилось. Видимо, именно из-за большого количества отказов.
Что будет после 25 августа, предвидеть сложно. По новым правилам платеж в размере менее одного МРП, внесенный в течение последних 12 месяцев, основанием для отказа являться не будет.
Срок отсутствия погашения по договорам, уступленным коллекторскому агентству, будут рассчитывать с даты последнего платежа до уступки права требования. Подтверждение попыток урегулировать неисполненные обязательства в случае отсутствия платежей по ним более 12 месяцев, теперь требовать не будут.
Сейчас на процедуру банкротства можно подать заявление, если брал кредит в банках, микрокредитных организациях, имеющих лицензию. Впредь это станет возможным и в отношении банков, МКО, коллекторских агентств, лишенных лицензии и находящихся на стадии ликвидации.
Предусмотрены особые условия для получателей адресной социальной помощи в течение шести месяцев, и граждан, чья задолженность не погашается свыше 5 лет.
Также предусмотрен ряд уточняющих поправок. В частности, при подаче заявления о применении процедуры внесудебного банкротства должник не указывает сведения о кредиторе и сумме долга, а также не обязан прилагать документы. При этом для применения соответствующей процедуры необходимо согласие супруга (супруги). В случае отказа в течение месяца можно попытаться еще раз.
Подача заявления на повторное банкротство возможна по истечении семи лет. После списания долгов три года органы госдоходов отслеживают, не приобрел ли человек какое-либо имущество. Запрет на это – одно из требований законодательства. Также признанные банкротом люди не смогут брать новые займы в банках и МКО.
Вероятно, «долги прощать надо» – действительно справедливо. Но есть опасения, что сработает такой «эффект заражения»: «О! Ему списали, наберу кредитов и я. И мне спишут». Тем более, до 2026 года наложен мораторий на передачу банками проблемных кредитов коллекторским агентствам.
С закредитованностью населения бороться, конечно, нужно. Но все-таки, наверное, самый надежный путь – человеку надо работать. Самому. И «по одежке протягивать ножки». Не в этом ли квинтэссенция финансовой грамотности?
Ирина БАУДИНОВА.