В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ И ДВИЖЕНИЯХ
О специфике работы в условиях многопартийной системы мы беседуем с исполнительным секретарем Акмолинского областного филиала партии «AMANAT» Бергеном Беспалиновым.
– Берген Маратович, в Законе РК «О политических партиях РК» дано классическое определение: «Политической партией признается добровольное объединение граждан РК, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп…» Исходя из этого, наш первый вопрос: интересы какой социальной группы казахстанцев выражает партия «AMANAT»?
– Думается, что ответ на ваш вопрос в том, что это определение именно классической политической партии. Первые организации формировались в условиях жесткого классового деления. Сегодня мир изменился. Республиканская и Демократическая партии в США чьи интересы выражают? Это партии парламентского типа, за их представителей голосуют и стар и млад, бизнесмены и наемные работники, люди, недавно прибывшие в страну и те, чьи предки ее основали. То есть все, кто поддерживает программу, симпатизирует лидеру.
В Казахстане многопартийная система становится все сильнее, мы тоже трансформируемся в партию парламентского типа.
Более конкретный ответ на этот вопрос содержится в наших программных документах. В уставе партии одна из задач сформулирована так: «…представление в органах государственной власти и местного самоуправления интересов партии и ее членов, граждан и различных социальных групп». А члены нашей партии – все, кто душой болеет за будущее страны, кому близки наши цели и методы работы.
И еще одна цитата, теперь уже из «Предвыборной программы партии «Вместе с народом!» 2023-2027»: «Общее видение нашего будущего соткано из более 200 тысяч аманатов от сельчан и рабочих, учителей и врачей, шахтеров и нефтяников, предпринимателей и госслужащих, пенсионеров и многодетных мам, водителей такси и курьеров, студентов и безработных, а также от тех, кто находится в сложной жизненной ситуации».
– Иногда партию «AMANAT» обвиняют в использовании административного ресурса. Особенно в период избирательных кампаний. Что скажете по этому поводу?
– Возможно, где-то, кто-то, когда-то… Но мы стараемся подобные случаи пресекать. В использовании так называемого адмресурса нет необходимости.
Судите на примере нашего областного филиала. В 274 первичных партийных организациях – 39 125 человек.
В Акмолинском областном, городских и районных маслихатах члены партии «AMANAT» обладают 265 мандатами – 79% депутатского состава. В этом году в нашей области прошли несколько электоральных кампаний по выборам акимов сел, поселков и сельских округов. В качестве кандидатов в них участвовал 21 член нашей партии. Акимами избраны наши однопартийцы. На селе люди знают каждого кандидата, хорошо понимают, за кого и почему голосуют. И административный ресурс здесь явно ни при чем.
– Но на заседаниях советов, созданных при областном филиале партии, отчитываются первые руководители ведомств, их заместители… Им даются поручения.
– Вынужден вас поправить. Партийные поручения мы вправе давать только членам и только по вопросам внутрипартийным. А вот рекомендовать что-либо можем и должны это делать.
Действуем в рамках Закона РК «Об общественном контроле». Таким же образом имеет право поступать любая общественная организация, каковой по существу политическая партия и является.
И это далеко не единственная форма общественного контроля. В нашей области на всех уровнях закреплены амбассадоры всех 13 партийных проектов из числа депутатов областного и районных маслихатов.
Активисты партии сами предлагают новые подходы к реализации практически каждого проекта. Они все целевые, рассчитаны на улучшение жизни определенной категории казахстанцев.
К примеру, проект «Ардагерлерді ардақтайық» нацелен на повышение качества жизни людей старшего поколения. Проект «Бақытты отбасы» – на то, чтобы повысить уровень благосостояния казахстанских семей и детей. «Кедергісіз келешек» реализуется для улучшения качества жизни людей с инвалидностью. «Ауыл Аманаты» – повышение занятости и доходов сельских жителей. Проект «Qaisar» нацелен на обучение молодежи.
Всегда найдутся люди, понимающие, что чем быстрее и качественнее эти проекты реализуются, тем будет лучше всем и каждому. Отсюда и посты партийного контроля на проблемных строящихся объектах, и наши рейды на ремонтируемые дороги…
– А как же должен «сапоги тачать сапожник…» Разве не нужно обладать специальными профессиональными данными, чтобы дать совет строителю, дорожнику? И госслужащему в том числе…
– Отвечу так: потребность в общественном контроле существует в любой стране мира, в том числе и в тех, которые мы называем высокоразвитыми, демократическими.
– Простите, но насколько известно, там в основном дают оценку работе правительства, отдельных министров, политических деятелей… Но никак не по строительству домов и дорог…
– Согласен. Но не забывайте, сколько столетий на Западе существуют рыночные отношения, сколько поправок за это время вносилось в ныне действующие законы. Нашей истории формирования здоровой рыночной конкуренции – три десятилетия. Не все идет гладко. За многими подрядчиками действительно нужен глаз да глаз.
Госорганы, ведомства часто элементарно не успевают проверять, контролировать. Мы помогаем. Среди партийцев много специалистов в различных сферах с большим опытом практической работы.
Согласен, что потребность в общественном контроле будет всегда, но ее объем обратно пропорционален эффективности работы сотрудников соответствующих ведомств, качеству законодательной базы. Тому, насколько законы не противоречат друг другу и в какой степени исполняются. Мы над этим работаем.
– Каким образом? Приведите, пожалуйста, примеры.
– Любая партия обладает своей структурой. Есть центральный аппарат, куда мы отправляем свои рекомендации и предложения. После анализа, систематизации с предложениями из других регионов – в соответствующие министерства, ведомства, партийную фракцию в Мажилисе Парламента РК. В конечном итоге большая часть наших предложений учитывается при разработке новых законов, совершенствовании действующих.
В частности, советом по экономике, предпринимательству и аграрному сектору рекомендовано дополнить статью 24 Земельного кодекса РК: «Отчуждение права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе гражданско-правовых сделок по истечении пятилетнего срока аренды с момента предоставления права землепользования, если иное не установлено Земельным кодексом РК». Мы считаем целесообразным добавить положение о том, что пятилетний срок исчисляется с момента первичного предоставления права землепользования. Тогда можно будет избежать многих конфликтных ситуаций.
Члены совета по региональному развитию считают целесообразным дополнить статью 67 Закона РК «О жилищных отношениях»: «К работникам бюджетных организаций приравниваются граждане РК, состоящие на учете нуждающихся в жилище по категории «работники бюджетных организаций», в случае реорганизации государственных учреждений и казенных предприятий в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения».
Мы считаем, что такими же правами должны обладать казахстанцы, работающие ранее в бюджетных организациях, перешедших в негосударственный сектор в случае государственно-частного партнерства.
И таких примеров можно привести немало.
– Берген Маратович, Вам не кажется, что на концепции слышащего государства все чаще паразитирует популизм? Как этого избежать?
– Да, эта проблема существует. Выход один – не давать несбыточных обещаний, не идти на поводу у тех, кто выдвигает неоправданные требования, работать над повышением правовой и политической культуры граждан.
Мы часто выезжаем в районы, за прошедшие полгода приняли порядка 350 человек. Разъясняем, убеждаем, тем, кто реально нуждается, помогаем. Но все это в рамках закона.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.