И заказчикам, и поставщикам необходимо…

Принятию нового Закона РК «О государственных закупках» предшествовало горячее обсуждение и в Парламенте РК, и в регионах. Ведь его нормы оказывают непосредственное влияние на экономику страны, развитие отечественного бизнеса, а по большому счету, на безопасность и благополучие каждого из нас.

О новеллах нового закона, подписанного первого июля Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым, мы беседуем с заместителем руководителя областного управления по государственным закупкам и коммунальной собственности Аскаром Абильмажиновым.

Аскар Серикович, почему возникла необходимость в принятии нового закона?

– Конечно, основной причиной является необходимость повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг, прозрачности процедур, конкурентоспособности участников конкурсов.

Казахстан – участник мирового экономического рынка, поэтому очень важно привести законодательство в соответствие с международными стандартами и рекомендациями организаций, занимающихся борьбой с коррупцией, улучшить механизмы контроля и отчетности в области государственных закупок для предотвращения злоупотреблений и недобросовестных действий как со стороны государственных органов, так и со стороны бизнеса.

Думается, что несовершенство закона, принятого в 2015 году, тоже сыграло свою роль?

– Жизнь не стоит на месте. Любой закон со временем нуждается в совершенствовании. По моему мнению, недостатков в прежнем законе было не так много. В него постоянно вносились изменения.

Если говорить о сфере строительства, то во втором квартале 2022 года закупки по строительно-монтажным работам, проектированию осуществляются по конкурсу с использованием рейтингово-балльной системы.

Конкурсная комиссия в этом случае не создается, веб-портал автоматически сопоставляет ценовые предложения, определяет победителя.

С февраля этого года поставщик услуг по техническому надзору также определяется данным способом. Важно, что итоги конкурса с использованием рейтингово-балльной системы обжалованию не подлежат.

Основной недостаток закона в том, что его нормы не позволяют «отсечь» поставщиков, которые побеждали в конкурсах, не имея достаточных материальных и трудовых ресурсов, заключали множество договоров по строительно-монтажным работам, услугам технического надзора… А выполнить их качественно и в срок не могли.

Это сказывалось на качестве, порождало бесконечные судебные разбирательства, проекты корректировались, становились гораздо дороже.

По техническому надзору и вовсе доходило до того, что потенциальные поставщики, оспаривая решения конкурсной комиссии, уполномоченного органа в сфере государственных закупок, а также судов затягивали сроки реализации строительства на долгие годы.

Что касается конкурсов на поставки товаров, то зачастую потенциальные поставщики осознанно демпинговали, после чего привозили самые дешевые и некачественные товары. Заказчики принимали, так как по техническим характеристикам они соответствовали требованиям, указанным в конкурсной документации. А дальше товары, как правило, выходили из строя по истечению гарантийного срока…

Каковы наиболее значимые новеллы подписанного Президентом закона?

– Его основное направление – переход от цены к качеству. У заказчиков появляется возможность требовать от потенциального поставщика наличия материальных и трудовых ресурсов, зарегистрированных в соответствующей административно-территориальной единице по месту выполнения работ, оказания услуг.

Аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов методом из одного источника смогут закупать однородные товары, работы, услуги, если их годовой объем в стоимостном выражении не превышает четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя.

Предусмотрена возможность приобретения однородных товаров способом ценовых предложений, по которым разрешается указание товарных знаков, фирменных наименований, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара отдельному потенциальному поставщику. Но только в том случае, если их стоимость не превышает тысячекратного размера МРП.

Очень важно, что государственные закупки способом конкурса, аукциона будут признаваться состоявшимися в случае, если на участие представлена одна заявка, соответствующая квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной, аукционной документации.
Жалобы будут рассматриваться самостоятельно организатором или заказчиками государственных закупок.

Новый Закон РК «О государственных закупках» вступит в силу с первого января 2025 года, но к чему уже сейчас надо готовиться потенциальным участникам конкурсов?

– В новом законе устанавливаются дополнительные требования помимо материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору, также не иметь просроченной задолженности по выплате заработной платы перед работниками.

Заказчик вправе требовать от потенциального поставщика наличие материальных и трудовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору, зарегистрированных в соответствующей административно-территориальной единице.

На веб-портале будет формироваться рейтинг потенциальных поставщиков по итогам присвоения баллов по перечню индикаторов, характеризующих его квалификацию, благонадежность и репутацию. Индикаторами могут служить количество своевременно исполненных договоров, нахождение в реестре недобросовестных участников государственных закупок, наличие судебных дел, наличие жалоб, просрочек по кредитам…

Опыт работы будет учитывается только по договорам, выполненным в рамках госзакупок, и иным договорам, сведения о которых содержатся в информационных системах госорганов. Потенциальным поставщикам уже сейчас необходимо позаботиться о заполнении электронного депозитария. Задуматься о необходимости неукоснительного соблюдения законодательства о государственных закупках.

Его обязан знать каждый руководитель. За все неправомерные действия в сфере государственных закупок предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

Но есть все основания надеяться, что внедрение нового закона положительно скажется на всех участниках процесса государственных закупок.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также