В каждом регионе нашей страны есть священные места, которые обладают особой энергетикой.
О них, в частности, идет речь на еженедельных уроках истории «Ақмола облысының киелі жерлері». Проводят их специалисты центра по охране и использованию историко-культурного наследия Акмолинской области в рамках проекта «Аңызға айналған киелі ескерткіштер». Мы рассказываем о замечательных местах, сакральных памятниках нашего края.
Существуют несколько определений слова «сакральное». Одно из них: священное, посвященное Богу (от англ. sacral и лат. Sacrum).
В нашей области насчитывается 47 сакральных объектов, 10 из них республиканского значения, 37 – регионального.
Каждый памятник истории и культуры имеет свою уникальную историю, отражает характер архитектуры степи.
О зарождении архитектуры на территории Казахстана свидетельствуют памятники неолита. Встречаются надгробные сооружения, возведенные в эпоху бронзы. Каждый из которых имеет свои особенности.
Интерес вызывают памятники надмогильной архитектуры (мазары) казахов, выражающие особенности погребального обряда. Мазар – сакральное сооружение купольного типа или постройка, накрытая куполом.
Распространенной формой надмогильной архитектуры является саган – тип казахских исторических надгробных памятников, представляет собой строение, возведенное на месте погребения (могиле) по типу ограды без перекрытия, кумбез – купольное сооружение.
В четвертом томе Казахской национальной энциклопедии указано, что саганатамы известны со средневековья, однако наибольшее распространение получили с конца XIX в. Чаще всего они в форме прямоугольного параллелепипеда без перекрытия, фасадная и задняя стены несколько выше боковых.
При этом в Акмолинской области встречаются надмогильные сооружения круглой формы или высокие строения, сочетающие в себе купол во входной части и саган либо купольное сооружение как, например, мавзолеи Бектемира сопы Егиндыкольского района, Беспакыр, Каныкей, Ак Едиль ходжа, Алиптомар в Коргалжынском районе, мавзолей Ахмета (Кызылтам) в Жаркаинском районе и др.
Каждый из памятников имеет особенности архитектурного и декоративного решений, состава кирпича. Можно предположить, что выбор формы определялся религиозными представлениями и традиционными обычаями, а состав кирпича – доступностью материала. Как правило, изготавливались они из глины, растений, овечьей шерсти.
К уникальным сооружениям можно отнести мавзолей Беспакыр в Коргалжынском районе. Архитектурно-религиозный памятник конца XIX века расположен в 8,5 км от аула Абай, в степи на огороженной территории старого кладбища, на правом берегу р. Нура.
Впервые обследован в 1987 году специалистами «Казпроектреставрации», в 2006 году – отделом Свода НИПФ РГП «Казреставрация». Мавзолей сложен из сырцового кирпича, в составе которого овечье молоко, овечья шерсть и глина.
Его уникальной особенностью является верхняя часть купола в форме арки и открытая часть основного помещения. Памятник является своеобразным типом мазара, выполненного в виде сагана с купольной входной частью. Двухкамерная композиция в поперечной оси вытянута в направлении с востока на запад. Пропорции небольшого объема подчеркиваются плавными формами фасадных стен. Низкий арочный вход с восточной стороны ведет в овальное помещение диаметром около 2,8 м, перекрытое куполом, выведенным напуском кирпичной кладки. По оси входа – невысокий арочный проем в основную круглую камеру в виде сагана диаметром 6,5 м, высота стен 3 м.
По существующей легенде, он возведен в честь пяти воинов, которые сражались вместе с ханом Кенесары в 30-х гг. XIX века. Но сегодня сооружение разрушается, обвалилась верхняя часть купола, есть обрушения кладки вокруг стен и входной арки.
Названия мазаров часто связаны с именами реальных исторических личностей (Киикбай батыр, Олжабай батыр) или мифических людей (Каныкей), также могут быть связаны с местностью, где они расположены.
Уникальной формой можно назвать мавзолей Алиптомар, обладающий купольной формой. Он относится в концу XIX в. Находится в 10 км от села Коргалжын в открытой степи. Он сложен из сырцового кирпича, верхняя часть купола и входной арки обвалилась. Иллюстрирует центрический тип купольного мазара с круглым основанием. Вход с восточной стороны решен в виде вытянутой на всю высоту объема арочной ниши со стрелой арки в центральной точке 3,15 м. В качестве декоративного решения применено чередование рядов кирпичной кладки темного и светлого тонов по всему цилиндрическому объему мазара. Внутри переход к куполу выполнен напуском кирпичной кладки. На северной стороне на уровне 1,3 м от основания стен две стрельчатые ниши высотой 0,5 м.
В нашем крае много памятников, в архитектуре которых отражаются исламские и традиционные влияния. Вид, монументальность, декор зависели от личных возможностей, экономического состояния в конкретный период.
Гульмира ЖАМАНОВА,
заведующая отделом областного центра по охране
и использованию историко-культурного наследия.