В плеяде великих земляков, внесших огромный вклад в историю и культуру нашего региона, достойное место занимают Макыш Калтаев, Кан Де Хан, Шаймерден Косшыгулов…
Макыш Калтаев (Машгур) – поэт, теолог, переводчик, просветитель, родился в местности Караоткель Акмолинской области в 1869 году.
Грамоте обучился в школе при медресе, а русский язык изучал самостоятельно. Занимался просветительской деятельностью среди молодежи, призывал овладевать культурой. С юношеских лет увлекался стихами, учился писать, подражая восточным классикам, что наложило отпечаток на все его творчество.
Созданные Калтаевым большие сюжетные дастаны и поэмы тяготели к традиционной восточной тематике. С 1907 по 1913 годы издал шесть собственных поэтических сборников, занимался переводами с татарского на казахский язык, при этом опубликовал четыре книги.
Его первая книга – «Насихат казакия». О своей трудной жизни выходца из семьи бедняка он рассказывает в книге «Прямая дорога» (1912 г.). В 1913 г. в Казани был опубликован первый сборник его стихов «Прошедшие события». В них он обличает знать, осуждает насилие и несправедливость.
В своих оригинальных произведениях Макыш Калтаев поднимал вопросы просветительства среди родного народа, обращался к теме равноправия женщин, высмеивал невежество волостных правителей, работал в жанре публицистики. Известны его книги политического содержания, повествующие о жизни казахского народа в прошлом и о дальнейших проблемах его развития («Зеркало для казахов» и др.).
В большинстве своих книг Калтаев рассматривает этические стороны воспитания и образования. Автор призывает к оседлости, занятию земледелием, требует от властей открыть больше школ, выпускать на родном языке больше книг и газет.
В размышлениях о будущем казахской нации он пророчествовал, что казахи получат независимость, а прииртышская степь, как во времена Абылай-хана и Кенесары, станет центром казахской государственности.
В тяжелые и горькие годы репрессии на казахской земле очутились граждане разных национальностей, среди них и семья Кан Де Хана.
Родился он в 1912 году в селе Речное Приморского края. В 1920-1930 годы трудился поваром, затем – рабочим картонажной фабрики. Получил педагогическое образование. Работал секретарем политотдела Тафуинского районного рыбного комбината.
После депортации корейцев жил в спецпоселении в Астраханской области, где трудился культпросвет-работником в колхозе «Красноярец», в 1940 году был избран председателем колхоза «Заветы Ильича».
Дмитрий Хасенович, так его называли сельчане, стал председателем колхоза имени 18-летия Казахской ССР Шортандинского района Целиноградской области в 1944 году.
Он был десятой «колхозной головой», как тогда называли председателей, а до него предшественники так и не смогли по-настоящему наладить хозяйство. Колхоз слыл в числе самых отсталых и безнадежных в районе. И можно только представить, каких усилий и здоровья требовалось для того, чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки.
Первая пятилетка была поистине титанически трудной, но героической, потому что через несколько лет уже наметились проблески улучшения когда-то, казалось бы, безнадежного положения. Первой трудовой победой считается получение колхозом миллиона рублей прибыли. Позже хозяйство прослыло «колхозом-миллионером». Кан Де Хан стал для сельчан настоящим лидером, которому люди поверили, его называли вождем сельского пролетариата.
В 1956 году колхоз освоил около трех тысяч новых гектаров земли, что позволило увеличить сбор пшеницы. Продали 4 615 центнеров молока, вместо запланированных 2 061.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1957 году за особо выдающиеся успехи, достигнутые в работе по освоению целинных и залежных земель, получение высокого урожая Кан Де Хан удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». А также награжден орденом Октябрьской Революции, Почетной грамотой Республики Казахстан. Кроме того, избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 7-го созыва. В 1975 году вышел на заслуженный отдых.
Умер 16 августа 2008 года в Астане, где жил последние годы. Похоронен в селе Новокубанка Шортандинского района. В селе три объекта его имени.
Шаймерден Косшыгулов родился в 1869 г. в Акмолинской области.
В возрасте 33 лет за пропаганду религии был отправлен в пятилетнюю ссылку в Якутию. После освобождения в 1905 году трудился в своем книжном магазине и занимался скотоводством.
В работе созданной в 1905 Российской Государ-ственной думы наряду с крупными русскими деятелями принимали участие и выборные представители Великой степи. Среди них был и наш земляк Шаймерден Косшыгулов.
За годы существования Государственной думы ее депутатами были избраны 9 казахов. От Семипалатинской области – Алихан Букейханов и Темиргали Нурекенов, от Уральской – Алпысбай Калменов и Бахытжан Каратаев, от Семиреченской – Мухамеджан Тынышбаев, а также Ахмет Беремжанов из Тургайской области, Шаймерден Косшыгулов из Акмолин-ской области…
Они вошли в состав законодательного органа с целью улучшить жизнь и быт народа теми способами, которые они считали возможными. Большинство этих блестящих умов погибли в годы Гражданской войны, а те, кому удалось уцелеть, были перемолоты в сталинских застенках или умерли голодной и холодной смертью в ссылках.
В сборнике «Сибиряки-депутаты первой Государственной думы» Шаймерден Косшыгулов характеризуется как сторонник суда шариата, пользующийся большим уважением среди народа.
14 января 1932 года он был арестован и приговорен к трехлетней ссылке. В том же году Шаймерден Косшыгулов скончался.
Гульбаршын САЛЫК,
публицист, член Союза журналистов Казахстана.