К НАЦИОНАЛЬНОМУ ДНЮ ДОМБРЫ
Число желающих научиться играть на домбре, занимающей важное место в национальной культуре, ежегодно растет. Овладеть этим инструментом можно и самостоятельно – было бы желание. Но лучше брать уроки у более опытных музыкантов, чтобы ускорить процесс обучения и избежать многих ошибок. Благо найти хорошего наставника сейчас очень просто – хочешь, бери уроки онлайн, но лучше все-таки воспользоваться услугами частных школ. Кстати, их открытие государство активно поддерживает.
В прошлом году предприниматель из Кокшетау Акерке Салык в рамках национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы получила грант на открытие музыкальной школы обучения игре на народных инструментах со звучным названием «Asyl An».
– По образованию я юрист, музыкальное образование у супруга, который и подкинул мне идею открытия музыкальной школы народных инструментов, – рассказывает предприниматель. – Сначала тщательно изучали, есть ли что-то подобное в Казахстане, смотрели другие частные музыкальные школы. Как оказалось, большинство из них монопрофильные, то есть предлагают обучение на одном музыкальном инструменте, чаще всего домбре. Мы же постарались охватить несколько инструментов: жетіген, қыл қобыз, сазсырнай, сабызғы, плюс вокал. Немного поработав, поняли, что многие взрослые, не говоря о детях, даже не слышали о существовании таких инструментов. Не знают, как они выглядят, звучат… Объясняем, рассказываем и показываем, но выбор в итоге все равно падает на домбру – визитку музыкальной культуры Казахстана. Это, конечно, хорошо. Но хотелось бы, чтобы и другие народные инструменты не были забыты, звучали чаще… Наш учитель Айхат Казихан – мультиинструменталист, в совершенстве владеет 18 музыкальными инструментами. Чтобы привлечь внимание к другим инструментам, пошел на маленькую хитрость: ученик играет кюй на домбре, а он вместе с ним ту же мелодию, например, на сабызғы.
В «Asyl An» учатся играть на домбре исключительно дети в возрасте от 5 до 17 лет. Младших приводят родители, старшие хотят освоить инструмент вполне осознанно.
С чего начинается обучение игре на домбре? Как и на любом другом инструменте – с правильной посадки, постановки рук. Подход к каждому ребенку индивидуальный: одни дети схватывают на лету, другим надо больше времени. Главная задача учителя – суметь заинтересовать, подбодрить, если что-то не получается сразу, научить любить и понимать инструмент, тогда все получится. Естественно, не все зависит от преподавателя. Иногда ребенок не принимает инструмент, не понимает, сколько ни объясняй.
– Уроки в частной школе несколько отличаются от программы обучения в обычной музыкальной школе, – говорит Акерке Салык. – Мы не зацикливаемся на нотной грамоте, теории, сольфеджио. Большинство прославленных домбристов прошлого не знали нот, играли на слух, снимали «с руки». Безусловно, методика обучения совершенствуется, появляются свежие веяния. Мы тоже пробуем что-то новое, если получается, внедряем.
До начала июля на домбру в «Asyl An» ходили 14 детей, многие взяли каникулы. В сентябре, надеется Акерке Салык, все они вернутся. Тогда можно будет возобновить групповые уроки, помогающие подтянуть мастерство тех, кто послабее.
– У меня есть мечта, – говорит предприниматель. – Через три месяца после открытия вокалисты школы уже принимали участие в престижных республиканских и международных конкурсах, завоевывали Гран-при и призовые места. Я хочу, чтобы наши домбристы тоже вышли на большую сцену, и зрители говорили: «Это ученики школы народных инструментов «Asyl An» из Кокшетау!
Фото из архива школы «Asyl An».