Путь в мир музыки дирижера камерного оркестра и оркестра казахских народных инструментов им. К. Кумисбекова Жаната Рашита подтверждает расхожее выражение: «все случайности не случайны». В преддверии Дня столицы об учебе в Астане и работе в Акмолинской областной филармонии им. Ү. Ыбырая дирижер рассказывает читателям «АП».
– Жанат Абайұлы, предполагали, что свяжете жизнь с музыкой? Или выбор профессии был спонтанным?
– Даже мыслей стать музыкантом не было. Я вырос в Кокшетау, учился в нашей музыкальной школе по классу домбры. Параллельно занимался спортом – играл в футбол за сборную города, шел на звание кандидата в мастера спорта по шахматам… Занятия в музыкальной школе только отвлекали от спорта, в третьем классе даже подумывал бросить… А потом незаметно на первый план вышла музыка. После школы без сомнений поступил в колледж при Казахском национальном университете искусств «Шабыт» города Астаны, продолжил совершенствоваться как домбрист.
Все изменилось, когда однажды случайно попал на мастер-класс по дирижированию к профессору Анвару Нусуппаеву. После этого стал ходить на концерты, чтобы смотреть, как работают разные дирижеры. На последнем курсе колледжа твердо решил, что в вуз буду поступать именно на дирижирование. Педагоги увидели потенциал и поддержали.
Весь четвертый курс готовился к поступлению и не подвел своих наставников. В 2019 году окончил бакалавриат, в 2021 году – магистратуру. В этот же период меня приняли в филармонию сначала дирижером камерного оркестра, с 2021 года я стал руководить оркестром казахских народных инструментов им. К. Кумисбекова.
– Почему Ваш выбор пал на вуз Астаны?
– В первую очередь хотел бы отметить качество образования которое может получить в КазНУИ музыкант. Когда в Астане в 1998 году основали этот вуз, пригласили преподавать много мэтров из Алматинской консерватории. Поэтому уровень подготовки студентов там очень высокий.
Кроме того, в столице проходит множество культурных мероприятий – спектаклей и концертов, сюда приезжают артисты с мировыми именами. Когда открылась Астана-Опера, часто приглашали многих звезд, таких как пианист Денис Мацуев, например. Для нас, студентов КазНУИ, билеты стоили 500 тенге, и мы старались не пропускать крупные события в культурной жизни столицы. Можно сказать, Астана стала для нас, будущих работников сферы культуры, неисчерпаемым источником вдохновения.
Конечно, обучение в столице мне, как музыканту, дало хорошую базу, обширные связи, высокий уровень культуры. Высшее образование дает музыканту многое, это серьезная ступень для дальнейшего развития.
– Начинать работать с оркестром вчерашнему студенту было сложно?
– Начинать всегда сложно. Когда поступил на дирижера, профессия захватила: я мог часами смотреть интервью великих дирижеров, постепенно понимал, какой это огромный труд. Но только когда сам пришел в коллектив, осознал серьезность профессии, настолько она сложна и ответственна. Нужно не только уметь хорошо выполнять свою работу, но и учитывать много факторов, выстраивать взаимоотношения с музыкантами, каждый день заряжать их своими идеями, энергией. Разбирать каждое произведение так, чтобы оркестр мог не просто чисто исполнить его, но и передать идею композитора.
Я пришел в уже сложившийся коллектив, поэтому сначала плыл по течению, участвовал в текущей работе. Потом появились свои идеи, которые постепенно стал воплощать. Примером может служить концерт камерного оркестра «От барокко до современности». Помимо очень насыщенной программы, там были свои нюансы: камерный оркестр небольшого состава, схалтурить или сфальшивить невозможно, каждый музыкант перед дирижером и зрителем как на ладони. По отзывам после концерта мы поняли – попали в «яблочко».
– Наверняка есть много других идей, которые хотелось бы воплотить. Поделитесь планами?
– Осенью хотим презентовать кантату современного композитора Армана Шарима «Аталар аманаты», автор либретто – Баянғали Әлімжанов. Между собой мы называем ее одноактной оперой, настолько это произведение многогранно. Его героями стали выдающиеся личности нашего края – Шокан Уалиханов, Биржан сал…
Так как наш оркестр казахских народных инструментов носит имя Кенжебека Кумисбекова, хотим выпустить диск и нотный материал произведений композитора. Последний раз такая работа была проделана еще в советский период, тогда многие произведения были искажены переписчиками. Вероятно, этот сборник станет началом серии, в один том уместить наследие композитора невозможно.
– Большой отклик среди зрителей вызвал концерт рок-музыки, прошедший в рамках закрытия сезона. Хиты мирового рока исполнили сразу два оркестра – народных инструментов и эстрадно-духовой…
– Когда мы взялись за разработку программы, в списке было около 30 композиций. Впоследствии их стало значительно меньше – не все произведения хорошо звучат в тандеме. Это отличный эксперимент, который много дал музыкантам. Иногда нужно по-новому услышать звучание инструмента, с другой стороны увидеть его возможности. К слову, мы сами писали инструментальные партии для всех произведений, это был колоссальный труд.
Мы не можем давать только то, что нравится зрителям, главная функция филармонии – просвещение, а не зарабатывание денег. Хотелось бы обратиться ко всем жителям нашей области: приходите на концерты. Пусть это будет народная, классическая, эстрадная музыка, театральные постановки… Хотя бы раз в месяц. Это очень важно для духовного развития. А мы стараемся готовить качественные и интересные программы, чтобы вы могли не только послушать музыку, но и узнать много нового. Обидно, когда на легкую музыку билеты раскупают как горячие пирожки, а на другие концерты даже партер не будет полным. Ведь каждый концерт филармонии уникален…