STOP мошенничеству: соблюдайте цифровую гигиену

В цифровом мире существуют свои правила гигиены, которые необходимо выполнять регулярно. Только в этом случае они помогут защитить ваше киберпространство. Если проявить небрежность, то можно угодить в ловушку финансовых мошенников.

Формируйте правильные привычки, которые помогут обеспечить кибербезопасность в Сети.

Правило 1. Никогда и никому, особенно незнакомым людям, не отправляйте копию своего документа, удостоверяющего личность, не озвучивайте полные реквизиты карточки, особенно трехзначный код на обороте, код из SMS и иную персональную информацию. Не переходите по сомнительным ссылкам, не скачивайте нелицензированные приложения из неизвестных источников.

Утеря конфиденциальных данных зачастую ведет к их неправомерному использованию третьими лицами. Злоумышленники, чтобы получить сведения о вас и ваших финансовых счетах, придумывают различные способы обмана, в том числе с помощью фишинга.

Любители конкурсов, различных розыгрышей, денежных опросников чаще становятся их жертвами. На фишинговых страницах они с готовностью оставляют данные о себе, а порой и о своей платежной карты. В соцсетях и мессенджерах некоторые пользователи публикуют свои номера или указывают свой ИИН, выставляют фотографии в соцсетях, указывают геолокацию, скачивают пиратские приложения, которые считывают информацию с гаджетов, не раздумывая, пересылают по почте своим знакомым электронную цифровую подпись (ЭЦП) и так далее. Таким образом люди попадаются на уловки мошенников и, сами того не подозревая, передают им точечную информацию о себе и своих банковских счетах.

Правило 2. Периодически проводите «генеральную уборку» в своем цифровом пространстве, используйте антивирус.

В большом потоке информации можно не заметить письмо от мошенников, а также сообщение о взломе вашего почтового ящика или аккаунта в соцсети, поэтому рекомендуем чаще наводить порядок в своем гаджете. А именно просматривать почту, удалять спам и подозрительные письма, блокируя их отправителей, отписываться от ненужных почтовых рассылок и развлекательных подписок в соцсетях, периодически чистить кэш для удаления ненужных данных.

Если вы долгое время не пользуетесь некоторыми почтовыми ящиками и онлайн-сервисами, то лучше их удалите. Во-первых, они могут содержать ваши личные данные и, возможно, номера банковских карт. Тогда, если они будут взломаны, то злоумышленники получат доступ к вашим счетам. Во-вторых, если вы использовали одинаковый пароль ко всем сервисам, то кибермошенники могут получить доступ к действующим аккаунтам.

Не забывайте обновлять антивирусную программу, которая в случае мошеннических атак на ваш гаджет будет успешно их блокировать. Также, что очень важно, не используйте публичные точки доступа Wi-Fi для входа в банковские аккаунты. Для доступа там могут использоваться подменные сертификаты безопасности, не заметив которые, вы можете предоставить доступ злоумышленникам к вашему мобильному банкингу и другим важным сервисам.

Правило 3. Используйте сложные и разные пароли.

Цифровая гигиена сводится к безопасности имеющихся паролей к вашим аккаунтам и личным кабинетам в соцсетях, почте и различных приложениях, в том числе финансовых.

Сложность пароля – это мера оценки времени, которое необходимо затратить на его угадывание или его подбор каким-либо методом, например, методом полного перебора.

Если ваш пароль состоит из имени, фамилии, даты рождения, или же других дат, к примеру, November2021, то его надежность крайне низкая. В слабых паролях обычно используются осмысленные комбинации, в которых прослеживается также некая закономерность. Примеры таких паролей: QweAsd123, Qaz1Wsx2@ или Qwerty12345 (на клавиатуре данные буквы расположены рядом).

Стойким ко взлому паролем, как правило, считается комбинация из 10 и более символов, не имеющая прямой смысловой нагрузки, состоящая из букв разного регистра, цифр и специальных символов, например – Rgylj@U64i. Существуют также специальные программы, которые могут сгенерировать сложный код доступа для используемого вами сервиса. Но такие пароли сложно запомнить.

При составлении пароля постарайтесь сделать так, чтобы он вызывал у вас какие-либо ассоциации, можно, допустим, взять строчку из любимого стихотворения и использовать первые буквы из нее, применяя метод подмены раскладки. Усильте пароль цифрами и символами, которые также имеют для вас сакральное значение. Главное – не записывайте пароль на бумаге. Чаще меняйте пароли, создавая новые комбинации. Никогда и никому их не передавайте!

Правило 4. Не устанавливайте приложения на телефон из неавторизированных магазинов и внимательно следите за настройками конфиденциальности.

Скачивайте приложения на свои гаджеты только из официальных магазинов, не устанавливайте пиратский софт. Прежде чем загрузить приложения, внимательно ознакомьтесь с комментариями пользователей и убедитесь в периодическом обновлении разработчиками приложения (в официальных магазинах в обязательном порядке указана дата последних обновлений). Время от времени проверяйте список установленных приложений, удаляйте старые, которые давно не обновлялись. Если хотите привязать к платным сервисам приложений карточку, то используйте для этого виртуальную карту.

В случае установки приложений подумайте, нужно ли разрешать программе отслеживать ваши данные, геолокацию и давать доступ к списку контактов и камере? Сделать это можно только в случае необходимости, допустим, службе такси надо узнать ваше точное местоположение.

Некоторые эксперты по цифровой безопасности рекомендуют заклеивать камеры ноутбуков, чтобы повысить приватность пользователей.

Если вас насторожили требования, вы вправе отказаться и выбрать другое, более надежное приложение. При обновлении пользовательского соглашения необходимо тщательно ознакомиться с ним и изучить все условия.

Правило 5. Не забывайте про резервное копирование файлов.

Регулярно делайте резервные копии важных файлов на внешнем USB-носителе. Эта опция для этого и придумана, чтобы сохранять конфигурацию настроек, все приложения и личную информацию. Данная функция поможет восстановить данные с утерянного устройства и перенести их на новое, в случае утери или поломки гаджета.

Если вы потеряли телефон с номером, который напрямую привязан к вашей банковской карте, или, что еще хуже, его украли, незамедлительно обратитесь в банк, в котором вы обслуживаетесь. Попросите заблокировать свою карточку. Ее потом придется перевыпустить.

Уточните в банке, когда были в последний раз совершены операции по вашему счету. Если мошенники все же успели снять средства с карты или оформили на ваше имя «чужой» кредит, тогда напишите заявление в банк и попросите провести внутреннее расследование. Настаивайте на том, что вами были соблюдены все меры предосторожности. К данному заявлению приложите копию заявления о краже телефона в правоохранительные органы.

Fingramota.kz.

Читайте также