На совместном заседании бюро политического совета и совета по противодействию коррупции при Акмолинском областном филиале партии «AMANAT» рассмотрено исполнение мероприятий Дорожной карты предвыборной программы партии «Вместе с народом» на 2023-2027 гг. в части обеспечения населенных пунктов региона качественной питьевой водой; строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог. В нем приняли участие депутаты областного маслихата, руководители районных филиалов партии, профильных управлений.
Из обращений населения можно сделать вывод, что сфера ЖКХ по-прежнему вызывает больше всего нареканий. В области в текущем году реализуются десятки проектов по реконструкции и строительству объектов водоснабжения. Как показывает практика, своевременное и полное финансирование со стороны государства – не всегда гарантия того, что объекты будут сданы своевременно. Исключить все возможные риски, помочь в решении возникающих проблем – именно на это нацелен партийный контроль. Как подчеркнул председатель облфилиала партии «AMANAT» Берген Беспалинов, оба рассматриваемых вопроса относятся к приоритету «Улучшение условий жизни», они актуальны для большей части населения нашей области.
– К сожалению, в ряде регионов проблема обеспечения качественной питьевой водой остается нерешенной, – напомнил Берген Маратович. – До сих пор нет четкой картины по Егиндыкольскому и Коргалжынскому районам. В текущем году запланированы строительство и реконструкция объектов водоснабжения в 65 населенных пунктах, в том числе 26 включены в Дорожную карту предвыборной программы партии.
По данным руководителя отдела строительства и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения облуправления энергетики и ЖКХ Игоря Макарова, из 26 объектов четыре уже введены в эксплуатацию, завершение оставшихся планируется в третьем и четвертом кварталах текущего года. При этом в некоторых населенных пунктах объем работ выполнен на треть, в других – на 90%.
К сожалению, есть случаи, когда подрядчики не могут выполнить свои обязательства. Например, по проекту реконструкции системы водоснабжения из подземных источников села Шойындыколь работы выполнены только на 70%. Договор с подрядной организацией ТОО «Монолит» расторгнут. Объявлен конкурс, до 1 июля будет определен новый подрядчик.
По одному из проектов подрядчики менялись дважды, но так и не довели дело до конца. В итоге потребовалась корректировка, а это дополнительные деньги и потерянное время. А люди ждут воду…
Отдельным пунктом идет установка комплексных блок-модулей для обеспечения водой 18 малочисленных сел. План на 2024 год – десять КБМ. По шести из них финансирование предусмотрено, по четырем оставшимся отсутствует.
– В Зерендинском районе запланирована установка трех КБМ, но почему-то до сих пор заявки акиматом в областной бюджет не направлены, – говорит Игорь Макаров.
В Щучинско-Бурабайской курортной зоне на 95% завершено строительство ливневой канализации в Щучинске, из районного бюджета выделены 52 млн тенге, к концу третьего квартала объект должен быть сдан. Такой же процент выполнения – по канализационно-очистным сооружениям поселка Бурабай. Впереди технологически сложный пуско-наладочный процесс, была разработана отдельная смета. Предполагается привлечение иностранных специалистов.
Соблюдение сроков сдачи объектов всегда на первом месте, но важнее – технологические нормы. Члены партии побывали на многих строящихся объектах, выявляли нарушения, которые видны, как говорится, даже невооруженным глазом. Например, в селе Белгородское при реконструкции системы водоснабжения в прошлом году новые трубы подрядчик уложил поверх старых. По словам Игоря Макарова, ответственность полностью лежит на заказчике. Однако пообещал прояснить ситуацию, направить обращение в ГАСК.
… И хорошие дороги
Как рассказал заместитель руководителя облуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жұмабек Хайролла, в рамках Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии в Акмолинской области в 2023-2027 гг. запланировано отремонтировать 1,4 тыс. км автодорог местного значения, ремонт улиц населенных пунктов общей протяженностью 410 км, строительство и ремонт шести мостов на дорогах областного значения.
В утвержденном бюджете текущего года на строительство и ремонт дорог местного значения предусмотрено более 60 млрд тенге (120 больших и малых проектов). В частности, будет продолжена реализация крупных проектов по капитальному и среднему ремонту важных участков автодорог: Щучинск – Степняк – Валиханово, Жалтыр – Макинск, Жаксы – Державинск и многих других. Начат ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов, в том числе прилегающих к Астане.
При СМР особое внимание уделяется качеству применяемых материалов и соблюдению технологических норм.
– Для исключения коррупционных рисков при освоении бюджетных средств согласно Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» при проведении СМР в обязательном порядке применяется пятиступенчатый контроль, – подчеркнул докладчик. – Это технический и авторский надзор, государственный архитектурно-строительный контроль. Особые функции выполняют Национальный центр качества дорожных активов по Акмолинской области и лаборатории подрядных организаций, которые отбирают пробы асфальтобетонного покрытия, щебня и других применяемых материалов. Проводят лабораторные испытания, на основании полученных результатов выносят заключение о соответствии или несоответствии нормативам стройматериалов.
Были озвучены основные проблемные вопросы. К ним облуправление пассажирского транспорта и автомобильных дорог относит недостаточность финансирования, низкий контроль за движением по дорогам общего пользования большегрузных (по сути, карьерных) автомобилей, которые разрушают дорожное покрытие. А также нехватку специалистов с профильным образованием в районах. Как правило, наибольшее количество жалоб на некачественный ремонт дорог поступает из регионов области.
После детального обсуждения по каждому вопросу были приняты соответствующие постановления, акиматам ряда районов рекомендовано принять все необходимые меры по исполнению предусмотренных в 2024 году индикаторов в части обеспечения сел качественной питьевой водой на 96,3%; увеличения доли дорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 97%.