«Магия серебра»

Так назвали интерактивный музейный урок, проведенный для педагогов и учащихся Центра детско-юношеского творчества «Арман» города Щучинска. Гостям презентовали национальные ювелирные украшения второй половины ХХ столетия из фонда историко-краеведческого музея г. Щучинска.

Идею мероприятия поддержали солисты домбрового ансамбля «Беркімбай сазы» (музыкальный руководитель Б. Д. Ауенова), и урок открылся душевным исполнением кюя «Еркесылқым» известного казахстанского кюйши, композитора Абдимомына Желдибаева. Это произведение входит в золотой фонд казахской музыкальной культуры и пользуется огромной популярностью.

Присутствующие ознакомились с историей использования серебра зергерами (мастерами-ювелирами), основанной на вопросах единого национального тестирования по предмету «история Казахстана». Всего было презентовано 24 музейных экспоната из фонда краеведческого музея. Среди них уникальные, тонкой работы браслеты (білезік), серьги (сырға), кольца (сақина), ювелирные застежки (қапсырма), женский шапан.

Двенадцать браслетов, представленных на этой мини-выставке, можно разделить на три вида: литые металлические изделия из сплавов, имитирующих серебро, которые производились путем заливки расплавленных металлов в специальные литейные формы. После застывания браслеты принимали конкретные очертания. Шарнирные браслеты – это изделия, состоящие из двух частей, соединенных шарниром. В основном шарнирные браслеты – металлические, пустотелые, их, как правило, серебрят, золотят, покрывают чернью, гравируют. Бес білезік входит в наряд невесты и состоит из перстней и браслетов, без инкрустации, связанных цепочкой.

Особый интерес у девушек вызвали два представленных кольца. «Птичий клюв», или «Құс тұмсық» – это украшение, внешне похожее на птичий клюв. В давние времена в казахских семьях к рожденной в доме дочери относились как к гостье. Родственники понимали, что как только девочка вырастет, она покинет родной очаг. Тогда такие кольца носили девушки, которые были свободны и не засватаны. Знак о том, что ты свободна и готова к замужеству, можно было подать окружающим, надев специальное кольцо клювом вверх. В народе даже есть такая поговорка: «Хочешь замуж – надевай кольцо клювом вверх». Когда молодая особа выходила замуж, украшение оставалось у нее и выполняло функцию связующего звена с отчим домом. Дело в том, что в давние времена очень часто девушек выдавали замуж в другие, дальние аулы. Если молодая женщина отдавала кольцо приехавшим родственникам, чтобы передали его матери, это значило, что она живет счастливо и у нее все хорошо. Получившая радостное известие мать накрывала дастархан и звала гостей праздновать.

Такое кольцо было у каждой молодой казашки и часто передавалось из поколения в поколение по материнской линии. Однако были случаи, когда уже замужняя женщина надевала кольцо клювом вниз. Это означало, что ей плохо в доме мужа и она нуждается в помощи родных. Тогда старейшины обоих родов, съехавшись, вместе решали сложные вопросы методом переговоров и чаще всего в итоге сохраняли молодую семью.

Второй музейный экспонат из этой серии вызвал у учащихся не меньший интерес. Это кольцо декорировано камнем красного цвета, с гравировкой и инкрустацией. Оно было передано в дар музею жительницей Щучинска, ветераном педагогического труда, почетным гражданином Бурабайского района Б. Б. Касеновой. Такая техника инкрустации изделия недорогими камнями была особенно распространена в северном регионе, в окрестностях Кокшетау…

В завершение мероприятия ребята посмотрели видеоролик «Сиқырлы күміс». Уходили домой они под большим впечатлением от представленных украшений. Многие рассказали: по их мнению, ношение национальной одежды и украшений – это не только красиво, но и патриотично.

Гульден ШАМИГАНОВА,
специалист-организатор ЦДЮТ «Арман».

г. Щучинск.

Читайте также