Социум без барьеров?

Оценку уровня инклюзивной культуры в обществе по отношению к детям с особыми образовательными потребностями провел Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова по запросу общественного фонда «Я сам шагаю». Результатами исследователи поделились на брифинге в Региональной службе коммуникаций.

Врач-педиатр Гаукар Камелинова воспитывает особенную дочь и часто сталкивается с проблемами неприятия в социуме. Это и стало отправной точкой ее работы.

– На улице при виде моей дочери, которая внешнее ничем не отличается, взрослые демонстративно вставали и уводили своих детей с детских площадок или с лавочек в парке, куда мы присели отдохнуть. Даже некоторые знакомые оправдывались, что не хотят, чтобы дети травмировались при виде людей с инвалидностью, забывая, что мир один для всех. Сейчас ситуация немного получше, но люди ограничены в своем мировоззрении. Если бы мы были вооружены знаниями и информированы о таких заболеваниях, особенные дети не расценивались бы как угроза. Тогда бы мир стал добрее и лучше, – уверена Гаукар Темиргалиевна.

Поэтому родители детей с инвалидностью объединились в общественный фонд реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Я сам шагаю», который уже несколько лет помогает детям интегрироваться в общество. АВА-терапист Дома малой вместимости «Аяла» Альбина Шарапатова рассказывает:

– С начала года мы реализуем проект по линии соцзащиты для 15 детей-психохроников и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы создали среду, где ребята могут раскрыться и развивать свои интеллектуальные и физические возможности.

Однако не все зависит от специалистов, работающих с особенными детьми. Лучше других они понимают: подход к людям с инвалидностью должен измениться в обществе. Реализуя проект «Организация услуг по социальной адаптации, психолого-педагогическому сопровождению и коррекционной поддержке детей с аутизмом и задержкой психоречевого развития с чертами аутизма», фонд провел исследовательскую работу совместно с кафедрой психологии Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова.

Заведующий кафедрой, ассоциированный профессор Дмитрий Лепешев отметил, что оценка уровня инклюзивной культуры в обществе по отношению к особенным детям позволила сделать интересные выводы.

– За основу исследования мы взяли такие компоненты инклюзивного общества, как видимость, доступ к социальному взаимодействию, права на доступ к социальным услугам и участие в социокультурной и политической жизни страны. Также важны ресурсы для полноценного участия в жизни общества – финансы, время, энергия, признание и уважение, физические условия или ограничения…

Респондентам, а в исследовании приняли участие 860 акмолинцев, задавали вопросы: учитываются ли мнения лиц с инвалидностью при решении вопросов города или села? Задумывались ли вы о проблемах и потребностях детей с ограниченными возможностями? Необходимо ли принимать их в общеобразовательные школы и детсады? Были ли вы свидетелем неуважительного отношения к людям с инвалидностью?

– По итогам обработки данных был сделан вывод: на сегодняшний день проблема детей и взрослых с инвалидностью стоит очень остро, – подчеркнул Дмитрий Владимирович. – Начиная от детских дошкольных учреждений и заканчивая инфраструктурой населенных пунктов есть задачи, которые необходимо решать для удовлетворения базовых потребностей данной категории лиц. Необходимо модернизировать программы развития инклюзивного общества в целом, работать с населением, обеспечивая равный доступ и соблюдение прав лиц с инвалидностью, преодолевая социокультурные, системные и структурные барьеры.

По словам исследователей, результаты анкетирования дают право полагать, что наше общество за последние годы смогло преодолеть предрассудки и в целом позитивно настроено на последующее развитие и усиление позиций инклюзии в казахстанском обществе.

Читайте также