Все больше акмолинцев попадаются на удочку интернет-мошенников и теряют свои деньги. Если за пять месяцев прошлого года жертвами мошенников стали 350 жителей региона, то в этом году уже более 520. Сумма ущерба составила 338 млн тенге. При этом задержать удалось только 47 фигурантов, возмещено пострадавшим всего 18 млн тенге. Об этом шла речь на совещании в областном акимате под председательством заместителя акима региона Алтынай Амреновой.
– Мы видим, что жертвами мошенников становится все больше людей. На уловки попадаются пожилые люди, педагоги, сотрудники государственных органов. Усилиями только органов полиции эту проблему не решить. Наша задача – оградить людей от этой беды, – сказала Алтынай Амренова, открывая обсуждение.
В разговоре приняли участие представители областных департамента полиции, прокуратуры, руководители региональных филиалов политических партий и госорганов, депутаты областного маслихата, журналисты и блогеры.
– Как правило, мошенники используют соцсети и мессенджеры, создают фейковые страницы в интернете, дают объявления на популярных сайтах о продаже или покупке товаров. А когда граждане предоставляют свои личные данные и делают предоплату, просто исчезают. Каждый день появляются новые схемы обмана, и количество преступлений продолжает расти в геометрической прогрессии, – говорил и.о. начальника управления криминальной полиции подполковник Сагындык Жантемиров.
По данным полиции, раскрываемость дел, связанных с мошенничествами в интернете, составляет всего 21%. Только в этом году от злоумышленников пострадали 31 госслужащий, 42 педагога, 187 безработных. Чаще всех на удочку попадались жители Кокшетау – 234 случая. При этом задержать удалось только 47 фигурантов. Как правило, преступники, звонящие от имени сотрудников банков, КНБ, полиции и операторов сотовой связи, находятся за границей, и поймать их не представляется возможным. При этом мошенники становятся все более изобретательными: используют в разговоре по телефону насущные темы, говорят о проблемах в регионе, упоминают детали частной жизни людей, вызывающие доверие. В последнее время даже появились случаи использования нейросети, меняющей лицо собеседника во время видео-звонка.
– В сельской местности люди не всегда своевременно получают информацию, да к тому же банковская система у нас работает очень «шустро», – сетовал на встрече руководитель облуправления образования Шокан Оразалин. – Было бы хорошо усложнить процедуру выдачи кредитов, чтобы требовалось хотя бы личное присутствие человека. Иначе от мошенников никто не застрахован. Одна из наших сотрудниц оформила кредит на 3 млн тенге, а ведь женщине 60 лет, на руках больной супруг…. Мы провели работу со всеми районами, на уровне районов беседы будут проведены с коллективами всех учреждений образования…
В рамках обсуждения прозвучало немало хороших предложений, как оградить жителей региона от мошенников. К примеру, размещать памятки на товарах, квитанциях, в подъездах и лифтах, демонстрировать ролики на больших LED-экранах в городе, раздавать буклеты в общественных местах. Региональный менеджер технопарка «Aqmola hub» Диан Айбашпанов предложил проявить креативный подход и привлечь к информационной работе блогеров.
Айя Калягина, пресс-секретарь КГУ «Smart Aqmola» отметила, что можно обучить операторов службы 109 iKomek по вопросам интернет-мошенничества, чтобы они могли консультировать жителей города и объяснять, как распознать преступников.
Между тем представители департамента полиции отмечали, что действенной мерой должна стать возможность добровольного отказа от получения кредитов. Такая услуга есть на портале eGov mobile.
– Мы должны начинать с себя. Максимальная блокировка кредитов поможет значительно снизить количество дел об интернет-мошенничествах и уберечь людей от обмана, – подчеркнул Сагындык Жантемиров.
Владислава КОКОРИНА.