О культуре и языке, литературе и истории шла речь на международной научно-практической конференции «Татары Казахстана: история, культура, язык, литература», прошедшей в «Қоғамдық келісім».
В работе приняли участие более 50 делегатов из Астаны, Казани, Москвы, Алматы, Тюмени, Шымкента, Горно-Алтайска, Караганды, Уфы, Тобольска, Стерлитамака, Петропавловска.
Участников встречи от имени Правительства Республики Татарстан тепло приветствовал заместитель Премьер-министра РТ, председатель Национального Совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев.
– Казахстанская земля, являясь родиной для многих народов, стала примером межнационального согласия и толерантного отношения. Истоки общения татар и казахов уходят корнями в глубь веков. Татарский и казахский народы веками жили в дружбе и согласии, решали общие задачи сохранения родного языка и возрождения национальной культуры. Сегодня, как никогда, важно укрепление национально-культурных связей, обеспечение условий для мирного сосуществования всех граждан мира, – отметил Василь Шайхразиев.
Руководитель областного управления внутренней политики Алмас Алин отметил, что наша область является одним из полиэтничных регионов страны, где проживают представители более 100 этносов, и каждый из них имеет равные права и возможности для изучения родного языка, возрождения национальной культуры и традиций. «Казахский и татарский народы имеют тесную историческую культурную связь. 15 тысяч представителей татарского этноса вносят весомый вклад в укрепление межэтнического согласия и единства», – подчеркнул Алмас Аянович.
Заведующий сектором секретариата Ассамблеи народа Казахстана Администрации Президента Республики Казахстан Кайрат Баймульдинов поблагодарил акимат области и Казахстанский конгресс татар и башкир за организацию международной научно-практической конференции:
– Для меня большая честь выступать на мероприятии, направленном на укрепление партнерских отношений, взаимоуважения, единства и согласия. С братским татарским народом нас объединяют общее историческое прошлое, многогранная культура и язык, – отметил Кайрат Дюсембаевич.
Председатель правления РОО «Казахстанский конгресс татар и башкир» Тауфик Каримов рассказал об огромной работе, которая проводится объединением по всему Казахстану и в нашем регионе. В том числе, он отметил, что за последние годы благодаря уникальным образовательным проектам в высших учебных заведениях Татарстана получили образование более тысячи выпускников-казахстанцев разных этносов – казахи, татары, русские, корейцы и другие.
Доктора и кандидаты наук, научные сотрудники, магистры и магистранты из 23 университетов, писатели, композиторы, журналисты, общественные деятели, актив общественного объединения татар и башкир ААНК рассказывали об исторической ретроспективе жизни татар на казахской земле, их духовной и образовательной деятельности в XIX и XX веках, об истории формирования татарской общины в городе Кокшетау. Обсудили вопросы деятельности татар Северного Казахстана в исследованиях межэтнических отношений. На конференции были затронуты темы, касающиеся этнокультурного диалога сибирских татар и казахов на протяжении последних столетий. Говорили о традициях казахской и татарской литературы в современной татарской прозе на примере произведений М. Ауэзова, А. Еники, И. Иксановой, А. Ахметгалиевой.
Живой интерес у участников конференции вызвал доклад заслуженного деятеля Республики Казахстан, академика международных академий, доктора педагогических наук, профессора, члена Координационного совета татарских ученых при АН Республики Татарстан Грифа Хайруллина из г. Алматы.
– Казанские татары, включающие в этнос представителей татарского народа Волго-Уральского региона и Сибири, переселились в Казахстан по своей воле, в силу внутренней миграции. Отметим, что этот процесс не является односторонним. К примеру, в Казани действует казахский этнокультурный центр, объединяющий граждан РФ казахской национальности. Председателем центра является уроженец Казахстана С.К. Джаксыбаев – преподаватель одного из казанских вузов. То есть те или иные представители татарского народа переехали в Казахстан и устроили свою жизнь в среде казахов точно так же, как и некоторые казахи реализуют свои жизненные планы на территории Татарстана, – отметил Гриф Тимурзагитович. – Сегодня наиболее рациональным путем укрепления народного единства служит такая внутренняя политика, которая для всех этнических групп обеспечивает возможность сохранения и развития этнических языков, обрядов и традиций, особенностей этнической культуры. Считаю, что именно на это должна быть направлена деятельность этнокультурных объединений и самой Ассамблеи народа Казахстана. В этом случае обретет свою значимость слоган «Единство в многообразии!» В обеспечении такого единства важнейшую роль призван сыграть казахский народ – не только как коренное население этих земель, но и как нация, составляющая больше половины населения страны. Значительную роль должны сыграть и представители других этнических групп, в том числе и татары. В этом смысле единство религиозных воззрений, близость языков и исторические связи двух народов позволяют говорить о значимой роли татарского элемента в системе межэтнических взаимоотношений.
Академик привел исторические сведения о том, что татары переезжали в Казахстан в качестве торговцев, религиозных деятелей (муллы), просветителей, среди них было немало хозяйственников-предпринимателей. Они открывали школы, мечети, включались в хозяйственную деятельность в нашей стране. К примеру, в 1863 году в г. Семипалатинске действовало уже девять татарских школ, в которых обучались 500 казахов и татар. Немало казахов продолжало свое обучение в татарских медресе Казани, Уфы, Орска.
Местное казахское население всегда проявляло позитивное отношение к татарам и башкирам. К примеру, отец Абая Кунанбай считал, что соседство с татарами пойдет на пользу казахам, которые смогут выявить положительные стороны оседлого хозяйствования. Сам Абай перенимал знания у татарского муллы и указывал на необходимость обучения казахов у других народов: «Смотрю на татар, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатство, наряжаться и веселиться…Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой…»
Отметим также, что у истоков появления театральных групп и спортивных команд в Казахстане стояли татары. С Казахстаном был связан поэт и мыслитель Мифтахетдин Акмулла, труды которого по праву можно отнести к башкирской, казахской и татарской литературе. Во время Великой Отечественной войны 161 татарин был удостоен звания Героя Советского Союза. Известен подвиг подпольщиков группы молодых татар: в августе 1944 года, когда до Победы оставалось меньше года, были казнены 11 руководителей группы Курмашева – Джалиля. Трое из них были непосредственно связаны с Казахстаном: командир группы Гайнан Курмашев был директором школы в Актюбинске, заместитель командира Фуат Сайфельмулюков окончил школу в Казалинске, Ахат Атнашев – выходец из Петропавловска. Тогда же был казнен и Салим Бухаров – уроженец Уфы…
– Значительную роль сыграли татары в развитии науки в Казахстане. Вице-президент АН Казахской ССР, академик Шавкат Ибрагимов был известен своими трудами по радиационной физике. Труды академика Альфарида Илялетдинова относятся к области микробиологии. Член-корреспондент АМН РК Рауф Гареев был заведующим кафедрой лимфообращения в Алматы. Профессор Галим Ульданов являлся директором Казахского научно-исследовательского института офтальмологии, членом Научного Совета АМН СССР. Профессор Хайрулла Махмудов исследовал проблемы казахского языкознания. В суверенном Казахстане стали министрами Шамиль Бекбулатов, Фарит Галимов, Махмут Муслимов. В Уральске вырос будущий классик татарской литературы Габдулла Тукай, уроженцем этого же города является композитор Нажиб Жиганов. Казахстанцами являются генерал армии Китая Маргуб Исхаков, писатель Ибрагим Салахов, композитор Латыф Хамиди, артисты братья Абдуллины. Известные энциклопедические словари содержат сведения не менее чем о двух тысячах выдающихся татарах Казахстана, – привел интересные факты о наших земляках Гриф Хайруллин.
Впечатлениями о международной научно-практической конференции и благодарными отзывами о гостеприимстве на акмолинской земле поделились гости нашего региона.
– Меня, как казашку по национальности, волнуют вопросы взаимодействия казахского и татарского этносов Тюменской области, взаимоотношений России и Казахстана. Ведь нас объединяет многое: историческая общность, язык, культура, литература – мы самые близкородственные народы. Благодарна за приглашение принять участие в таком масштабном мероприятии на казахской земле – на моей исторической Родине. Рассматриваются интересные темы, актуальные вопросы, для нас, россиян. Дорогого стоит, что все выступают и общаются на трех языках, – отметила заведующая кафедрой русского языка Тюменского высшего военно-инженерного командного училища, кандидат филологических наук Гульзара Чаукерова.
– Я изучаю этнические темы. Очень важно, что между Северным Казахстаном и Сибирью существуют не только тесные политические, экономические связи, но и этнические. У нас очень много казахов, у вас очень много татар. Важно, что мы изучаем влияние языков на наши этносы, межэтническое взаимодействие как в науке, так и в общественной жизни. Такие содержательные встречи полезны для нас, ученых. Мы рассматриваем все аспекты с точки зрения политики, общественной жизни, благодаря участникам из самых разных регионов напитываемся уникальной информацией. Благодарю всех организаторов конференции, – поделилась доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета Гульсина Ниязова.
Екатерина Шестак, учитель английского языка, магистр гуманитарных наук из Астаны интересуется татарским фольклором, поэзией, прозой.
– Вопросы изучения языка и культуры актуальны в разных областях: исследования позволяют выявить общие признаки и национально-культурную специфику того или иного явления в рассматриваемых языках, позволяют лучше понять культуру народа. На научных встречах мы делимся своими наработками, общаемся, обсуждаем актуальные вопросы. Предлагаю встречаться чаще, стремиться к получению новых знаний, идей для размышления, расти, развиваться и не останавливаться на достигнутом. Восхищают очень интересные доклады, насыщенная программа, идет плодотворная научная работа в теплой, уютной атмосфере, – отметила она.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой участники и программный комитет отметили важность проведения этно-конференций с привлечением широкого круга ученых, писателей, журналистов, поэтов, молодых исследователей, специалистов в области культуры и искусства, активов этнообъединений.