Валерия Болиева: «Моя история любви»

21 МАЯ – ДЕНЬ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

…Маленькая девочка в пышном кринолине тоненьким голоском неуверенно выводит нежно-мечта-тельный мотив «Nella fantasia» Эннио Морриконе. Затем под чарующие звуки оркестра она медленно поворачивается лицом к огромному экрану, на котором – Звезда и Королева вечера. Роскошное переливающееся блестками платье с белоснежной мантией, яркие локоны, чуть лукавая и счастливая улыбка. Она неспешно подает руку галантному кавалеру, распахнувшему перед Ее Величеством дверцу шикарного авто. Королева плавно дефилирует по коридорам любимой филармонии, сделав изящный пируэт перед выходом к публике. Завороженная сказочным видением девочка, на мгновение задержавшись перед экраном – лицом к лицу с воплощенной Мечтой, незаметно растворяется в полумраке. А Звезда, спускаясь на сцену по ступеням во всем своем царственном великолепии, подхватывает мелодию Морриконе, доводя ее до кульминации под аплодисменты зачарованной публики…

Так начался этот необыкновенный концерт, фрагменты которого хочется многократно пересматривать и переслушивать, в тщетной попытке вернуть пережитое ощущение магии. Именно так и должно выглядеть подлинное Искусство. Трогающее до слез, берущее за душу, дарящее слушателю неповторимую и бесценную «инъекцию счастья». Акмолинские любители классического вокала, которые с нетерпением ждали сольный концерт Валерии Болиевой, были щедро вознаграждены, ведь это было поистине грандиозное, феерическое и абсолютно нестандартное «действо» с элементами эффектного и отлично поставленного шоу. Сама героиня вечера, употребляя это заезженное слово для определения жанра состоявшегося концерта, подчеркивает особую роль режиссера Булата Абдрахманова – профессионала с большой буквы, знатока своего дела, ныне педагога столичной академии хореографии, известного кокшетауцам по многим его работам в казахском музыкально-драматическом театре им. Ш. Хусаинова.  Выбор же новой программы был целиком основан на предпочтениях и тонком отборе самой певицы, в репертуаре которой есть все, от старинной барочной музыки до современных миксовых кросс-жанров, столь полюбившихся сегодняшней слушательской аудитории. «My love story» («Моя история любви») – уже в названии сольного концерта пристрастный слушатель легко прозревает главное в концепции вечера: Ее Величество признается в чувствах к повелителю и средоточию всей ее жизни – Его Величеству Искусству.

Зацепив публику броской и трогательной экспозицией, шоу стремительно набрало обороты на втором номере, который стал, пожалуй, самым необычным по формату и самым же обсуждаемым эпизодом концерта. Нежный итальянский кроссовер Морриконе уступил место массовой сцене из оперы-балета эпохи барокко, в которой помимо солистов были задействованы и камерный хор под управлением Галины Колесниковой, и оркестр (дирижер Руслан Баймурзин), и ансамбль танца «Гакку» Гульмиры Ордабаевой. Прихотливое и шокирующее сочетание изысканного барокко и современных «уличных» жанров хип-хопа в «Танце дикарей» из оперы-балета «Галантные Индии» Ж.-Ф. Рамо – идея, заимствованная кокшетауцами из нашумевшей постановки Клемана Кожитора, снявшего видеоклип для Парижской оперы. В версии Кожитора под музыку ХVIII века новые «дикари» исполняют агрессивный крамп – танец современных американских гетто. Сквозная драматургия театрализованного вечера, где номера следовали один за другим без перерыва и какого-либо словесного конферанса, не предполагала объяснений и комментариев. Однако и неискушенному зрителю, вероятно, был вполне понятен посыл этой сцены, в финале которой Адарио (Бекулан Ермуратулы) торжественно коронует Зиму (Валерия Болиева). Танцевальная массовка (молодежь в кожаных куртках) противопоставлена великой музыке старых мастеров, перед которой они, юные носители дворового «искусства» с его угловатыми и вызывающими движениями, покорно и восхищенно склоняют головы.

Следуя стилистической и драматургической канве концерта, программу продолжила возвышенно-трагическая ария Клеопатры из оперы Г.-Ф. Генделя «Юлий Цезарь». Украшением этого блока стала и широко известная «Гроза» («Шторм») А. Вивальди из концерта «Лето» (цикл «Времена года») в виртуозном исполнении одного из крупнейших мастеров скрипичного искусства Казахстана Багдата Абильханова.

Классико-романтическую страницу представили разнохарактерные номера из опер А. Дворжака и Ш. Гуно в профессионально-отшлифованных выходах главной героини вечера, которая неизменно радовала зрителей гармоничным синтезом блестящей вокальной техники, глубокой эмоциональности, яркого артистизма и эффектного визуального ряда. К последнему, кстати, принадлежали не только разнообразные световые и визуальные эффекты шоу, но и великолепные наряды певицы, выгодно оттеняющие каждый новый художественный образ. Ощущение «надмирности» всего происходящего на сцене подчеркивалось и рафинированным подбором программы, в которой чередовались произведения на итальянском, французском, немецком, чешском и английском языках.

Концерт изобиловал приятными встречами со столичными артистами, в числе которых были и ученики Валерии Болиевой, некогда выпускники ее вокального класса в музыкальном колледже имени Биржан сал, а ныне –       состоявшиеся певцы-профессионалы. Так, в арии принца Су Чонга из оперетты Ф. Легара «Страна улыбок» блестяще солировал Абзал Ес, а тонкой интерпретацией своей партии в дуэте «Tonight» из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна порадовал Ринат Нурмухан.

Безраздельное царство вокальной музыки лишь дважды в ходе вечера было разбавлено уместными вставными дивертисментами, вторым из которых – танцевальным дуэтом в сопровождении оркестра – стало страстное «Либертанго» А. Пьяццоллы от танцевально-спортивного клуба «Реверанс».

Концерт, прошедший на одном дыхании, завершили популярные итальянские мелодии из репертуара прославленных певцов современности: отточенное оперное сопрано Королевы вечера звучало в достойном обрамлении мужских голосов ее любимых учеников и последователей.

– После концерта многие из моих слушателей написали мне о своих впечатлениях, – рассказывает Валерия Хаджиумаровна. – Причем это были не дежурные слова поздравлений и благодарности, а живые, подлинные эмоции. Люди, например, поведали, как под музыку «Памяти Карузо» волна памяти относила их в годы далекой юности. Кто-то признался, что не раз и не два за вечер смахнул слезу. А кому-то хотелось продолжения… Я счастлива, что смогла доставить людям радость. Мечтала именно о таком нестандартном, нерядовом концерте с элементами театрализации. Ведь когда-то я была солисткой театра музыкальной комедии, у меня профессиональное театральное образование, и я всегда стремилась уйти от этой общепринятой среди академических вокалистов малоподвижности, статуарности. Мне не хотелось пауз, каких-то лекторских вставок. Думаю, главное для меня и для моего слушателя – это красивая музыка: такая, чтобы сносило крышу, чтобы каждый номер по-настоящему «выстреливал», чтобы было глубокое погружение в сферу эмоционального, а не рационального. А все остальное пусть додумывают. Конечно, была масса идей с режиссурой, да и кое-какие произведения в силу объективных причин, увы, остались «за бортом». Но если даже что-то из задуманного пока не сбылось, я верю: все еще впереди!

Рена ЖУМАНОВА.

Читайте также