О причинах весеннего наводнения и не только

О нынешней сложной обстановке в стране знают все. Чтобы помочь новому руководству Казахстана, нам, ветеранам тыла и труда, необходимо внести свои предложения и советы на страницах СМИ. Я всю жизнь проработал в сельском хозяйстве. По специальности инженер-механик. Работал главным инженером совхоза, директором Келлеровского ремзавода 10 лет, после – директором совхоза «Ленин жолы» Зерендинского района 18 лет – до ухода на пенсию в 2000 году. Мне нынче будет 87 лет.

Наблюдая за работой нынешних акимов областей, районов и сельских округов, удивляюсь, что у них нет никаких прав, чтобы полноценно управлять регионами.

За последние 4-5 лет весенние паводки, наводнения и затопления жилых объектов стали проблемой в народном хозяйстве, на ликвидацию последствий бессмысленно тратятся огромные суммы народных денег.

Раньше снега было не меньше, чем сейчас в наших северных регионах. При этом я почти не помню весенних наводнений.

Причины нынешнего бедствия, на мой взгляд, очевидны.

Во-первых, это грубейшее нарушение технологии возделывания сельхозкультур. Почву под урожай будущего года нужно готовить с осени, то есть с началом уборки урожая. Раньше был девиз: «Солому – с полей, плуг – в борозду». Осенняя зяблевая вспашка посевных площадей сейчас проводится только в некоторых хозяйствах. Многие арендаторы этой работой не занимаются, потому что она затратная (расход ГСМ, зарплата и т. п.). Считают, что сорняки лучше уничтожать весной химической прополкой. Этой химией мы скоро превратим наши земли в песок. Содержание гумуса ежегодно снижается из-за отсутствия органических удобрений. Вопрос, где брать эти удобрения, когда поголовье общественного скота фактически сведено до нуля. Поголовье КРС только в бывшем Зерендинском районе без присоединения Кокшетауского района составляло 42 тысячи голов. Теперь такого нет. Те органические удобрения, что имеются в частном секторе, хозяева используют для своих огородов…

Осенью параллельно с уборкой урожая надо пахать зябь глубокорыхлителями, чизельными плугами, кое-где – отвальными плугами. Во время уборки урожая наши поля сильно затаптываются современной тяжелой техникой и большегрузными КамАЗами с прицепами, вес которых доходит до 40 тонн. По полям словно проходит дорожный каток. После этого весенние очень полезные для растений талые  воды не могут впитаться в почву и стекают в реки, унося с собой самый верхний плодородный слой почвы. В итоге нет осенней влагозарядки почвы. Плюс к этому не везде проводится на полях снегозадержание.

Во-вторых, как сейчас обрабатываются паровые поля? Во многих хозяйствах – без применения культиваторов и глубокорыхлителей, а сорняки уничтожают опять же «химией». Яд остается на поверхности и уносится дождями в ближайшие водоемы, тем самым отравляя животных и местных жителей. Эти нарушения допускают в основном арендаторы.

Осенью по паровым полям можно легко проехать на автомобиле «Жигули». А раньше зяблевую вспашку и обработку паровых полей проверяли секретари обкома партии во время посещений хозяйства в период уборки урожая.

Вот вам одна из главных причин весеннего наводнения и снижения урожайности наших полей. Об этих грубейших нарушениях в земледелии я писал не раз в газетах и говорил при встрече с депутатами Парламента Республики Казахстан. Но все без толку… Говорил и с руководителями областного управления сельского хозяйства, на что получил ответ: «Мы не имеем права изменять технологию арендаторов и мелких крестьянских хозяйств по выращиванию сельхозкультур».

В 2015 году был принят Закон «О кооперации в сельском хозяйстве». По статистической отчетности в области числится много сельских кооперативов. Но на самом деле это лишь пародия. Без крупного  совместного хозяйства наболевшие вопросы в сельском хозяйстве не разрешимы. Объединять в крупные кооперативы нужно в добровольно-принудительном порядке. Субсидии выдавать строго согласно количеству выращенной продукции, после ее реализации государству или другим госорганам.

Без каких-либо субсидий и инвестиций раньше выращивали хлеб, производили мясо и молоко. Несмотря на фиксированные цены на сельхозпродукцию при сдаче государству, за счет основной деятельности строили хозспособом до 20 квартир в одном хозяйстве. Некоторая молодежь может не поверить, но есть еще живые свидетели и архивные данные. Я не против арендаторов, но на территории, где пользуются землей, они должны строить жилье и производить животноводческую продукцию.

На бывшей территории бывшей Кокчетавской области стерты с земли 6-7 совхозов, остались только кладбища. Это в основном земли бывшего Валихановского и части Кызылтуского районов.

Было в свое время внесено предложение в этих пустующих и бескрайних степях развивать табунное коневодство. Священные животные – лошади, выдерживают любые морозы, ветры и жару. Несмотря на суровые условия, никогда не заболевают инфекционными болезнями, такими как туберкулез и бруцеллез. О целебных свойствах кумыса знают все. Два года назад один ученый, кандидат наук, внес предложение такого содержания: «Чтобы увеличить поголовье лошадей в Республике Казахстан, надо запретить забой лошадей на согым и поминки». Какое дельное предложение, поневоле удивляешься.

Нам не надо забывать, что Казахстан до сих пор является импортозависимым по продуктам питания. По данным Минсельхоза РК, импортные продукты сомнительного происхождения на нашем рынке составляют 55-60 %.

На территории Акмолинской области имеется более 8 000 сельхозформирований. Все они получают субсидии и другие льготы. Но такое большое количество на самом деле абсолютно неуправляемо. Аким района не имеет право снять с работы кого-то из руководителей или объявить выговор. С такой системой управления разве будет порядок в сельском хозяйстве? Конечно, нет.

Как я уже раньше говорил, пока мы не объединим все эти мелкие сельхозформирования в крупные государственные хозрасчетные хозяйства, в сельском хозяйстве успеха не добьемся. И начальник областного управления сельского хозяйства должен иметь высокий статус и полномочия. Сама система в сельском хозяйстве должна быть планово-предупредительной.

Сельское хозяйство всегда было кузницей кадров. Все состоявшиеся руководители в республике были выходцами из аулов и деревень. Сейчас аулы и деревни на грани исчезновения…

Уважаемые руководители всех рангов! У нас еще не все потеряно, упущенное можно восстановить!

Давайте вспомним 1954 год, когда после разрушительной Великой Отечественной войны поднимали целину в Казахстане. В голых казахстанских степях строили новые совхозы. По данным статистики, сейчас по Казахстану около 9 миллионов гектаров земли, заросшей сорняками. Нам, ветеранам сельского хозяйства, очень стыдно перед подрастающим поколением за нынешнее состояние аулов и деревень. Некоторые из них вполне могут подумать, что мы все были бездельниками.

Я замечаю, что местные сельские акимы возложили свои обязанности на районные и областные власти.

Думаю, и с этим косвенно связано небывалое наводнение на большей части страны. Президент РК назвал его общенациональным бедствием.

Давайте в честь памяти наших предков защитим наши земли от опустошения. Сельское хозяйство является стратегической отраслью любой страны. Все состоявшиеся руководители многих государств говорили, что мощность любого государства определяется не количеством военной техники, термоядерного оружия и личного состава, а количеством продуктов питания.

Об этом забывать нельзя!

Балтабай ТАУБАЕВ,
ветеран тыла и труда.

Зерендинский район.

Читайте также