Кто и почему на работе задерживается

«На работе до позднего вечера», «Раньше всех приходит и уходит позже всех», «В выходные работу на дом берет».

Когда-то подобные характеристики звучали как пример трудовой доблести, ответственного, добросовестного отношения к своему делу.

Сейчас в большинстве случаев тональность изменилась. Работа во внеурочное время рассматривается как следствие плохой организации, недостаточной квалификации работников, неравномерного распределения обязанностей между ними.

Не секрет, что в отдельных частных компаниях отношение иное: «Мы хорошо платим, работайте, пока не выполните задание. Желающих на ваше место много». Но в государственных организациях соблюдение норм Трудового кодекса РК – требование бесспорное. Руководителей, допускающих их нарушение, могут привлечь не только к дисциплинарной, но и к административной ответственности.

Итоги мониторинга соблюдения режима рабочего времени государственными органами, проведенного сотрудниками областного департамента по делам государственной службы, регулярно рассматриваются на заседаниях областного совета по этике.

На недавнем заседании обсуждали такую информацию. Согласно сведениям СКУД, за первый квартал этого года 30 государственных служащих привлекались к сверхурочной работе общей продолжительностью более 83 часов. Наибольшее количество работающих сверхурочно установлено в государственных органах Буландынского и Сандыктауского районов.

В выходные и праздничные дни были вынуждены работать 80 госслужащих. При этом 46 из них была выплачена компенсация в сумме 1 883 223,83 тенге и 34 предоставлены отгулы.

Кроме того, в первом квартале проведен непосредственный мониторинг соблюдения режима рабочего времени. В ходе посещений выявлены 18 нарушений, составлены четыре акта и восстановлены права всех 18 государственных служащих. Наибольшее количество нарушений выявлено в областном управлении сельского хозяйства и земельных отношений, в МИО Бурабайского района, управлениях энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры и градостроительства…

Руководители аппаратов нескольких районов объясняли причины нарушений форс-мажорными обстоятельствами, говорили о том, что приняли должные меры, чтобы впредь подобного не происходило.

– Да, перерабатываем сверх положенного времени. Видимо, будем вынуждены делать это и впредь. Иначе не получается, – так можно резюмировать информацию заместителя областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Дулата Сердали.

Причина очевидна: не справляются специалисты с нагрузкой. И не потому, что плохо работают. А потому, что это, в принципе, невозможно. Особенно после того, как на смену порталу Qoldau пришел ресурс Gosagro.kz. На несовершенство этой разработанной Минсельхозом системы жалуются сельхозтоваропроизводители по всей стране. Оформить заявку на получение субсидий стало куда сложнее, чем раньше. Разработчики обещают ее усовершенствовать. А пока…

– Нам же с калькуляторами приходится работать, чтобы заявку на субсидии принять. 900 заявок в отведенные для этого три дня рассмотреть физически не можем, – говорил о проблеме Дулат Елюбаевич. – Очередь в течение месяца подходит, рассматриваем и часто возвращаем из-за одной неверной цифры. Все по новой.

Настроения получивших отказ претендентов на субсидии понять можно. Особенно когда посевная приближается или срок выплаты кредита за сельхозтехнику просрочен. Крайними, конечно, оказываются специалисты управления.

Всего же в 2023 году от сельхозтоваропроизводителей на получение субсидий поступило более 29 000 заявок. Это в 2,2 раза больше, чем в предшествующем. К тому же по новым правилам одна счет-фактура прикрепляется теперь только к одной заявке. Времени на рассмотрение каждой уходит значительно больше.

А всего сотрудники управления (штатная численность – 43 единицы, 7 должностей вакантны) оказывают 27 госуслуг в электронном формате и готовят информацию для НПА, утверждаемых департаментом юстиции. Они очень объемны по содержанию, включают тысячи наименований пестицидов, семян, удобрений, нормы субсидий. Все согласовывается с Минсельхозом.

Обижающихся на то, что работают больше других, в коллективе нет. Немалая нагрузка распределена равномерно.

Предложение создать по примеру некоторых иных управлений подведомственное КГУ считают неприемлемым: «Мы даже по договору привлечь людей не можем. Государственные услуги могут оказывать только госслужащие».

Оптимальным решением проблемы, по мнению руководителей управления, могло стать перераспределение некоторых функций между областным управлением и районными отделами. Как минимум – оказание госуслуг по субсидированию семян, техники…

– На месте действительно виднее, – аргументирует это предложение Дулат Елюбаевич. – По правилам, после получения инвестсубсидий владелец техники не имеет  права ее продавать в течение трех лет. Но она же в районе зарегистрирована. Мы не можем за каждым трактором проследить.

Вышестоящие инстанции это предложение отвергают из-за боязни коррупционных рисков. Предложений сверху пока не поступает.

«Провести научно обоснованный хронометраж: какое количество времени необходимо для выполнения каждой из операций. По специальным методикам оценить реальную нагрузку на коллектив и необходимое для эффективной работы количество сотрудников». Результаты использовать в качестве аргумента при обращении в Агентство по делам государственной службы и в Министерство сельского хозяйства РК.

Такова одна из рекомендаций, сделанных на заседании совета по этике. Ведь цель его работы не в том, чтобы наказать кого-либо, а принять меры для того, чтобы нарушений стало меньше.

Нина МИТЧИНОВА,
член совета по этике Агентства РК по делам государственной службы в Акмолинской области.

Читайте также