Управляющие компании, ОСИ, ПТ, с немалым трудом организованные в ходе реформы управления жилым фондом, состоялись, работают. Их руководители научились грамотно отстаивать интересы жильцов. Помогают им в этом общественные советы.
Подтверждение этому – острая и плодотворная дискуссия, состоявшаяся недавно в областном центре. Ее участники – депутат Мажилиса Парламента РК Юлия Кучинская, заместитель председателя Комитета атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики РК Азат Сарпеков, генеральный директор ТОО «Кокшетау Энерго» Досымхан Аралбаев, представители МИО, общественного совета г. Кокшетау и объединений жильцов МЖД.
Подчеркнем, что эта встреча состоялась именно по инициативе городского общественного совета. Потому что некоторые нововведения ТОО «Кокшетау Энерго» вызывают не только множество вопросов, но и серьезных опасений.
Недавнее их решение возложить на самих жильцов всю ответственность за содержание электрощитовых, квартирных счетчиков, которые сами энергетики из подъездов в подвалы МЖД перенесли, «проскочило». Поддержка профильного министерства свою роль сыграла.
Совсем не хочется заниматься «черным пророчеством», но здравый смысл все-таки подсказывает, что последствия этого могут быть очень серьезными.
– Никто нам эти электроприборы по акту не передавал, инструктаж не провели. Замки свои сняли, все бросили, провода наполовину обугленные висят. «Что хотите, то и делайте». Своего электрика принять в штат не можем. Для нас это слишком дорого, – обрисовала ситуацию руководитель одного из городских ОСИ. И так – повсеместно.
Теперь же речь идет об обязательной установке в МЖД приборов учета (далее для краткости – счетчиков) электроэнергии, затрачиваемой на общедомовые нужды. Сегодня в многоквартирных жилых домах счетчики электроэнергии для освещения подъездов, подвала… есть. Суммы набегают небольшие, по счетам исправно платят.
Но энергетики настаивают именно на установке единых общедомовых. Ответ Министерства энергетики РК на запрос общественного совета г. Кокшетау очень обтекаем: ссылки на нормы и правила… Но часть из них находится в явном противоречии с другими.
Почему же руководители недавно созданных ПТ, ОСИ категорически не согласны с предложенным нововведением? Потому что не сомневаются в том, что размер оплаты возрастет, если не многократно, то очень существенно. И примеры тому уже есть.
Председатель ПТ дома 1976 года постройки: «Установили единый счетчик. Два подъезда, пять этажей: 8 лампочек, насос для откачки воды из подвала. Если раньше на общедомовые нужды потребляли максимум 100 кВт, то после установки ОДН – 1 000! Общий сбор денег с жильцов – 155 000 тенге. 40 000 – отдавать за электроэнергию? Я не могу повышать тариф, он и так очень высокий».
– Значит, электроэнергию кто-то элементарно ворует, – такой вывод делают специалисты. Не исключен и другой вариант: индивидуальные приборы учета электроэнергии – устаревшие, неисправные, фиксируют размер потребления с большой погрешностью.
В любом случае рекомендации Азата Сарпекова выполнять придется. И здесь «чем раньше, тем лучше» – не просто фигура речи. Действительно, «каждый кВт должен быть оплачен». Но вопрос: кем? «Умельцем», который вне счетчика электричеством пользуется или всем домом? Или все-таки специалисты-энергетики не только его отыщут, но и помогут установить систему, при которой кража в принципе будет невозможна?
– Бремя содержания общедомового имущества ложится на жильцов. Если разбираться, кто, когда и почему до такого состояния инфраструктуру довел, ничего хорошего не получится. Республика для модернизации систем электроснабжения выдает кредиты местным исполнительным органам. Акимат – ПТ, ОСИ, – говорил Азат Толкынович. – Кредит беспроцентный, но на возвратной основе. Собирайтесь, тормошите соседей, убеждайте: «Если мы сейчас ничего не сделаем, нашим детям ничего не останется».
С этим, конечно, не поспоришь. Но если вспомнить, с каким трудом на новые формы управления домами переходили, старших по дому выбирали, подписи собирали…. Становится очевидным, что сподвигнуть народ взять кредит на сотни тысяч, годами его выплачивать в дополнение к постоянно дорожающим коммунальным услугам, будет очень непросто. Если вообще возможно. Сложившуюся еще во времена СССР установку «все вокруг колхозное, все вокруг ничье» изменить очень сложно. Как и другую «пока работает, да и ладно. Дальше видно будет».
А кто этим будет заниматься в 313 кокшетауских МЖД, где вообще нет органов управления? Аварийные ситуации в доме возникают – звонят в акимат: «Вы куда смотрите?» И ведь приезжают коммунальные службы, аварии устраняют. Иначе – никак. А жильцы продолжают спокойно жить до следующей аварии.
О том, что в такие дома решением жилищной комиссии будут назначены управляющие компании, речь идет уже не первый год. Но, видимо, компаний, готовых взяться за эти дома, большинство которых находится в плачевном состоянии, не находится. Тем более, что если раньше речь шла о том, что назначенная «сверху» управляющая компания будет работать не дольше года, то сейчас предлагается продлить этот срок до той поры, пока жильцы не смогут самоорганизоваться. А это значит, если не навсегда, то очень надолго.
Но иногда и активность жильцов одних домов опасна не только для соседей, но и всего микрорайона.
– Жители ставят насосы тепловые, гидравлика нарушается. Крупная коммунальная авария в Экибастузе прошлой зимой как раз по этой причине случилась, – объяснял Азат Сарпеков.
Если довести эти аргументы до жильцов, в ответ услышим: «А почему мы должны мерзнуть». Необоснованным такой аргумент тоже не назовешь. Проблема дефицита тепловой энергии в областном центре становится все острее.
Звучали, конечно, на встрече и слова: «При Советском Союзе порядок был». Только ни один ностальгирующий по СССР почему-то не вспоминает о том, что квартира тогда жильцу не принадлежала, подарить, продать ее не могли.
Систему экономических отношений, управления домами поменять все-таки проще, чем сознание. Но без этого никак. Об этом говорила Юлия Кучинская: «Обязанность оплачивать коммунальные услуги закрепляется за каждым собственником квартиры. Как только человек купил квартиру в МЖД, он обязан участвовать в содержании этого дома.
Если у меня частный дом, и он приходит в аварийное состояние не в результате техногенных факторов, государство не будет давать мне другое жилье. Даже если оно признано аварийным. Я сама довела его до такого состояния. Если МЖД пришел в аварийное состояние, то собственников квартир ставят в очередь. От этого надо уходить».
Возможно, надо. Но всем вместе: жильцам и МИО, коммунальным службам. Решение, о котором сообщили на совещании, – в домах, построенных до 1996 года, приборы учета электроэнергии на ОДН устанавливать не нужно – это, конечно, полумера.
Нужна реальная модернизация всей коммунальной сферы. Не только электроснабжения. Но кто должен быть инициатором, организатором, исполнителем? Наверное, все-таки МИО, ведомства, где есть силы, средства, специалисты. Согласие, содействие жильцов, посильный финансовый вклад необходимы. Но именно посильный.