«Я родился в 1961 году, ветераны Великой Отечественной войны тогда были моложе, чем я сейчас. В школе встречи с ними часто проводили, у многих на груди была медаль «За отвагу». Уже тогда знал, что ею награждали, главным образом, солдат, то есть тех, кто в снег и грязь оружие тащил, на врага в штыковую бросался».
Парнишка из села Раевка Шортандинского района Валерий Прилуцкий и помыслить не мог, что на его груди рядом с двумя орденами Красной Звезды будет и эта, столь дорогая награда. Но так сложилось, что и его поколению пришлось сполна хлебнуть военного лихолетья.
Стать военным решил во время срочной службы в Советской армии: «Понял, что это мое: дисциплина, ответственность, воинское братство». По-ступил в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. В 1985 году молодой лейтенант был направлен для прохождения дальнейшей службы в Одесский военный округ. Приступил к исполнению обязанностей седьмого июля. Через полгода, в марте 1986-го, – в загранкомандировку. Был к ней готов, еще в училище знали, что «пройти Афган» придется всем.
21 марта возле взлетно-посадочной полосы, на которой приземлился борт, впервые увидел подполковника с автоматом. Тогда и понял, что попал на настоящую войну. В мирное время табельное оружие высшего офицерского состава – пистолет. Но там же его впервые поздравили с праздником Наурыз. Удивился: в Казахстане родился и вырос, но праздника такого не знал.
После первого боя заместитель командира разведроты по политической части 149-го мотострелкового полка Валерий Прилуцкий понял, что действительно свою пулю не услышишь. На те, что со свистом пролетают мимо, реагировать не надо.
За два года его службы в роте не потеряли ни одного человека. Возможно, где-то «госпожа Удача» свою роль сыграла, но главное – подготовка по принципу «лучше пролить три ведра пота, чем одну каплю крови». И святое «своих на поле боя не бросаем». А ведь принимали участие в шести армейских операциях. Это помимо боев местного значения.
Когда сейчас кто-то жалуется на летнюю жару, Валерий Витальевич улыбается: «Жара – это 59 градусов в тени. А ее весь день и не найти на границе с Ираном, где однажды пришлось выполнять боевое задание. Вещмешок – 30 кг, автомат и четыре фляжки воды на 10 дней». С тех пор для него неважно, газированная вода или нет, теплая или холодная… Главное – вода есть.
Ровно через два года, в 1988 году, вернулся в 14-ю гвардейскую общевойсковую Краснознаменную армию. До распада СССР оставалось три года…
«Все разваливалось, в том числе и армия. Написал заявление: «Прошу уволить в запас по сокращению штатов. А тут события, вошедшие в историю как Приднестровский конфликт. Рапорт, положенный под сукно, достал, когда острая стадия была пройдена, ситуация стабилизировалась».
Наверное, главным мотивом в решении демобилизоваться была ответственность за семью. Маленькие дочери не должны подвергаться опасности. Вернулись на Родину, в Казахстан. Интересно, что с супругой Людмилой Алексеевной познакомились в студенческую пору в Свердловске. Она училась на философском факультете Уральского университета. А ведь до этого жили рядом, в Шортандинском районе.
Туда они и вернулись в 1992 году. Капитан Прилуцкий сразу пошел в военкомат. Но время было такое, что ему толком никто объяснить не мог, по какому адресу Министерство обороны находится. В военкомате и посоветовали: «Если нужна квартира – иди участковым инспектором».
Так семья Прилуцких оказалась в Петровке. «Служба есть служба». Работа участкового инспектора полиции сложной для Валерия Витальевича не была. А фраза «за такие слова в Афгане тебе бы…» на подростков лучше любых долгих бесед действовала.
Окончил Карагандинскую высшую школу милиции, службу нес честно. Иначе Валерий Прилуцкий не может. Дом построил, обе дочери блестяще окончили медицинские вузы.
И на заслуженном отдыхе Валерию Витальевичу скучать не приходится. Медиатор, член общественного совета Шортандинского района: «Мы же на земле живем, все проблемы знаем, советуем, что может подождать, а что надо решать незамедлительно. Общественный совет – это мост между народом и властью. Кому, как не нам, с людьми разговаривать, объяснять, убеждать».
И кто может быть медиатором лучше человека, не понаслышке знающего о том, как дорого обходятся конфликты: «Садитесь за стол, наливайте чай и разговаривайте. Все можно решить мирно. Все войны начинаются с агрессии».
С молодежью встречается часто, говорит о главном. О том, что надо быть готовым Родину защищать. А для этого надо ее любить. А чтобы любить, надо жить так, чтобы перед глазами было то, что дорого, то, что ты для родного села, города сделал своими руками: дерево посадил, человеку помог. Чтобы тебя всегда ждали с благодарностью.
Вспоминает, что в училище, где воинскую специальность получали ребята со всего огромного СССР, как-то от сокурсников пришлось услышать: «Казахстан во время Великой Отечественной в глубоком тылу был». Но со словами Валерия Прилуцкого: «А Панфиловскую дивизию вспомните. Кто Москву отстоял?» согласились.
Говорит Валерий Прилуцкий и о том, что люди делятся только на плохих и хороших. И хороших больше. Так было и будет: «Воевали вместе. Вместе страну поднимали. Не надо держать камень за пазухой из-за того, что мы в разных государствах оказались. Надо брать все лучшее из того, что было в СССР. В том числе интернационализм, подлинные воинские традиции. И лишь бы не было войны».
Шортандинский район.