«Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте. Усердные и ленивые, почтите день сей. Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня. Угощение обильное, все насладитесь. Телец тучный, пусть никто не уйдет не насытясь: все насладитесь пиром веры: все примите богатство благости…»
С детства помню эти слова Иоанна Златоуста. Признаюсь, что слышала их не в православном храме, где звучат они на пасхальной заутрене после того, как верующие целуют друг друга, поздравляя со Светлым праздником Пасхи – Воскресением Христовым. А за столом, где в этот красивый и радостный праздник собираются родственники. В центре стола – блюдо с творожной пасхой и яйцами: яркими, разукрашенными с любовью и старанием.
Даже в детстве, пришедшемся на самое что ни на есть атеистическое время, как же мы ждали это предпасхальное время: «Ну когда яйца будем красить?» А теперь уж и внуков зову: «Приходите, яйца будем красить». А во время этой увлекательной, творческой процедуры можно и поговорить о смысле и значении праздника Пасхи. О его правилах, традициях, хранимых уже третье тысячелетие. О символах, одним из которых стали расписные яйца.
Задолго до возникновения христианства люди придавали им особое значение. Их находили в захоронениях древних шумеров и египтян. Уже тогда яйцо у многих народов являлось символом животворящей силы природы. В большинстве культур оно всегда олицетворяло собой начало новой жизни, плодородие, рождение и перерождение.
Большое значение имели яйца в культуре славян. Предки верили, что мир похож на яйцо: желток – это земля, белок – вода, а скорлупа – небо. Многие исследователи сходятся во мнении, что знаменитая писанка (украшенное узорами пасхальное яйцо) тоже появилась задолго до христианских времен и изначально была исключительно языческим обрядовым артефактом. С появлением христианства символы древнего языческого поклонения сохранились, были адаптированы к христианской религии.
Существует множество легенд о том, как именно красное яйцо превратилось в один из символов праздника Воскресения Христова. Одна из них гласит, что Мария Магдалина принесла вареные яйца, чтобы поделиться с другими женщинами у гроба Иисуса, и яйца в ее корзине чудесным образом превратились в багровые, когда она увидела воскресшего Христа.
Согласно другой легенде, после Вознесения Иисуса Христа Мария направилась к римскому императору Тиберию и за обедом сказала ему, что Христос воскрес из мертвых. В ответ император сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным. После этих слов обычное белое яйцо в его руках окрасилось в красный цвет.
Конечно, это лишь только легенды. В Библии не говорится о том, что на Пасху нужно красить яйца. Ни в Старом, ни в Новом Завете нет повелений об этом. Но обычай дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху кажется незыблемым.
Наверное, в этом и состоит сила любой религии: канонические тексты обрастают множеством легенд, преданий, делающих их суть доступнее для понимания, вызывающих интерес, привлекающих множество людей.
И что очень важно – порождающих традиции: бережно хранимые, соединяющие людей верующих и тех, кто еще на пути к этому, сплачивающие поколения и семьи…