Хочу поделиться одной историей, которая лучше многих научных исследований свидетельствует о характере межэтнических отношений в Казахстане.
На прием в прокуратуру, где я работал, пришли пожилая женщина со взрослым сыном. Этнические немцы, граждане Германии выехали на историческую родину из Казахстана в начале 90-х годов прошлого столетия, а теперь приехали погостить в село, куда депортировали их семью в трагическое и страшное время «переселения народов».
Вопрос, с которым они обратились, решили очень быстро. А потом мама попросила сына выйти, оставить нас вдвоем. Как только за сыном закрылась дверь, заплакала: «Помогите остаться в Казахстане, не могу я жить без родного села».
И дальше искренние слова о том, что в Германии ей живется как в «золотой клетке». Дети смогли найти свое место, обустроиться, а она тоскует по родному селу, где вся жизнь прошла, дедушка и родители нашли последнее пристанище. Все село хоронило, как родных людей.
Уговорила сына приехать в отпуск, родственников в селе не осталось, но двери любого дома открыты перед ней.
«В Германии нас не обижают, чисто, красиво, богато. Но все другое, чужое. А здесь, только из самолета вышла, сердце забилось, воздуха степного вдохнула… Я – дома. И не хочу отсюда уезжать».
И говорила все это пожилая дама на чистейшем казахском языке, с такими народными присказками, что становилось очевидно, что и думает она, как казашка. Скопила втайне от детей сумму денег, достаточную, чтобы купить домик в родном селе, спрашивала, как быть с гражданством, пенсией…
Не знаю, как сложилась дальнейшая судьба этой женщины, но вспоминаю о ней часто. Особенно, когда говорю с детьми о том, что такое Родина, о Казахстане и казахстанцах.
Вспоминаю и знакомую чеченку. Она никогда не была в нашей стране, но замуж выходила за чеченца, здесь родившегося и выросшего. И ее мать в своем благословении сказала: «Когда-то наших родителей в Казахстан сослали насильно, столько горя они перенесли. Но до самой смерти вспоминали о казахской земле и казахах с благодарностью за то, что не дали им погибнуть. Ты едешь за своим счастьем и найдешь его там».
У каждого своя судьба, разные дороги привели их на казахскую землю. Предки казахов жили здесь испокон веков, кто-то из потомков вынужден был в послереволюционное лихолетье спасаться в чужом краю. Но их дети и внуки возвращаются к могилам предков, находят достойное место в суверенном Казахстане.
Немцы, крымские татары, корейцы, карачаевцы, вайнахи… Этот скорбный список депортированных в Казахстан народов огромен…
А были еще «раскулаченные», и политзаключенные, выжившие в десятках «точек», организованных ГУЛАГом по всей нашей стране. Многие остались здесь, некуда и не к кому им было возвращаться. Но главное, поняли, что на этой земле их не обидят, последним поделятся, не дадут превратиться в пыль истории.
Исторически сложившийся характер казахов – гостеприимство по отношению к тем, кто пришел с миром, толерантность, умение оценивать людей по делам – сегодня закреплено в Основном законе страны: «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие», «Все равны перед законом и судом», «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».
Закон суров к тем, кто пытается вбить клин в добрые отношения между людьми, устраивать провокации, играя на национальных чувствах.
Этого сделать не удастся никому. Гарантия тому – мудрость ставшего единым полиэтничного народа Казахстана.
Аблай МУХАНЖАРОВ,
представитель Уполномоченного по правам человека в РК
по Акмолинской области.