«Проверка бизнеса – это не игра в одни ворота» – увидела недавно статью с таким ярким, вполне «газетным» заголовком.
Автор: кандидат юридических наук, профессор Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, большой друг нашей газеты Сайкен Айсин. Его советы предпринимателям по поводу возможных проверок настолько конкретны и ценны, что, если им следовать, то проверяющим не позавидуешь. Малейшее нарушение требований и результаты проверки можно признать недействительными. Более того, если нарушения допущены и зафиксированы, самого проверяющего могут привлечь к административной ответственности за нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства.
Каждое из требований вытекает из норм соответствующих законов, в частности Предпринимательского кодекса РК.
И возник вопрос: применимы ли эти требования к общественным контролерам, коих сейчас множество на самых разных объектах, включая школьные столовые? С него и началась наша беседа с Сайкеном Бакытовичем.
– Для общественного контроля требования несколько иные, чем для органов контроля и надзора (СЭС, ЧС, ГАСК, прокуратуры…), поэтому общественники должны руководствоваться Законом РК «Об общественном контроле».
В нем предлагаются механизмы, позволяющие общественности активно участвовать в контроле за деятельностью государственных органов. Общественному контролю подлежат государственные органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления, учреждения, не являющиеся государственными органами; субъекты квазигосударственного сектора, автономные организации образования, учреждаемые Правительством РК.
Поэтому индивидуальные предприниматели и организации, полностью находящиеся в частной собственности, не подлежат общественному контролю.
– Мы правильно Вас поняли: частные детские сады и магазины общественники проверить не имеют права?
– Да. Именно так. И тому есть примеры. В 2022 году две жительницы поселка Талапкер Целиноградского района, представляясь членами местного сообщества, пытались осуществить проверку местных детских садов, как государственных, так и частных. После неудачных попыток пройти на территорию детских садов они пытались спровоцировать родителей воспитанников детских садов подать жалобы в прокуратуру, СЭС и отдел образования. Учредители частных детских садов села Талапкер, чтобы прекратить данное безобразие, вынуждены были дважды пригласить «проверяющих» сначала в местную партийную ячейку «АMANAT», куда они почему-то не явились, а затем в сельский Дом культуры для того, чтобы на сходе разъяснить границы общественного контроля.
Весной этого года в городе Кентау Туркестанской области группа граждан, «прикрывшись» постановлением местного акимата, настойчиво пытается попасть с проверкой в частные сады. Одно из основных требований: сделать доступными туалеты детских садов для общественного пользования инвалидами.
Заверяю, что им этого сделать не удастся. Согласно нормам Закона РК «Об общественном контроле», детские сады, вне зависимости от формы собственности, и от того, получают госзаказ или нет, не являются исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов, деятельность которых связана с общественными интересами, поэтому они не могут подвергаться общественному контролю.
По поводу школьных столовых: объекты общественного питания вправе проверять только специалисты санитарно-эпидемиологического контроля, так как только они обладают специальными знаниями и владеют лабораториями и оборудованием для проведения необходимых проб и замеров. И у них есть допуск медицинский. Таким образом снижается риск того, что сами проверяющие являются носителями какой-либо инфекции.
– Но в социальных сетях довольно часто появляются громкие заявления: «детей кормили сосисками с истекшим сроком годности», «в больнице компот с червями»…
– Такие факты должны стать поводом для проверки уполномоченными органами. Очень жаль, что сейчас не всегда для этого требуют официального, должным образом оформленного заявления. Бывает, что проверяющие приходят после фото, выложенных в социальных сетях. Установить, кто, когда и, главное, для чего это сделал – проблематично. Не будем забывать о том, что существуют и афиллированность, и так называемая недобросовестная конкуренция. Да и вообще, может, человек просто личные счеты хочет свести с работником столовой.
– И все-таки, какие правила должен выполнять общественный контролер?
– Все изложено в законе. В их обязанности входит соблюдение законодательства, прав и законных интересов объектов общественного контроля.
Следует заранее проинформировать объект о предстоящей проверке, направить итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, информацию о причинах и условиях, способствующих нарушениям, в соответствующие уполномоченные органы.
Конечно, следует соблюдать общепринятые морально-этические нормы поведения, меры безопасности и установленный режим работы объекта общественного контроля, не допускать конфликта интересов.
Далее: итоговый документ, а также мотивированные ответы объектов общественного контроля следует разместить на своих интернет-ресурсах и отказаться от обработки персональных данных без их согласия, а также не разглашать сведения, полученные от объектов общественного контроля, составляющие охраняемую законами тайну.
– Требований столько, что количество общественников, желающих проверять и контролировать, может стать значительно меньше.
– Возможно. Но хочу обратить внимание на то, что существует несколько форм общественного контроля: обсуждение, экспертиза, общественный мониторинг без посещения территории и помещений объекта контроля, мониторинг с посещением территории и помещений объекта. Контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Как видим, посещение объекта – далеко не единственная, и, возможно, не самая эффективная его форма.
В любом случае, все должно начинаться с формирования группы общественного контроля. Ее состав следует оформить протоколом. О времени и месте проведения общественных слушаний непременно должны быть извещены объекты контроля. Равно как и об оформленных должным образом результатах, выводах, рекомендациях.
Об этом следует информировать и при проведении общественного контроля в иных его формах. Если после полного изучения представленного документа объект не согласится с выводами, то необходимо провести дополнительные слушания.
Мониторинг, независимо от того, проводится он с посещением объекта или без, требует огромной работы по сбору, обобщению и анализу информации, касающейся актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.
Это, конечно, гораздо сложнее, чем «пришел, увидел, наказал». Но именно такие формы более эффективны для улучшения работы тех, кого проверяют. А ведь, по большому счету, в этом и заключается суть общественного контроля.
Беседовала Ирина БАУДИНОВА.