Нужна ли семье «седьмая нянька»

Каждое заседание постоянных комиссий областного маслихата – пример всестороннего анализа рассматриваемых вопросов.

Результаты обсуждения, выводы и рекомендации становятся основой конкретных решений, принимаемых на сессиях. В том числе и по поводу выделения средств на различные проекты при формировании бюджета.

 Кому необходимо сопровождение?

На недавнем заседании постоянной комиссии по социальным вопросам наибольшее количество вопросов возникло при обсуждении деятельности центров поддержки и сопровождения семей (ЦПС) и эффективности услуг, оказываемых кризисными центрами.

Открытие таких центров включено в дорожную карту по исполнению предвыборной программы партии «AMANAT» «Вместе с народом!» по Акмолинской области на 2023-2027 годы. Финансирование – из областного бюджета.

По информации руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Шолпан Рахматуллиной, за 2022-2023 гг. при отделах занятости и социальных программ создано пять ЦПС, форма хозяйствования – коммунальные государственные учреждения. В 2022 году – в Степногорске, Косшы, Атбасаре. В 2023 – в Бурабайском и Шортандинском районах. До 2027 года планируется их создание и во всех остальных районах области.

На обеспечение деятельности центров в 2023 году из областного бюджета выделено и освоено 70 млн тенге. Закономерный вопрос: насколько эффективно?

Обратимся к опыту ЦПС Степногорска, работающего почти два года. По информации руководителя С. Жетписбаевой, штатная численность работников – 5 человек (директор, бухгалтер, 2 консультанта, психолог – 0,5 ставки). Вакансия – 0,5 ставки психолога.

Годовой бюджет центра в 2023 г. – 19 млн 112 тысяч тенге. Приобретены 5 компьютеров, интерактивная панель, 5 принтеров, проектор и экран, 5 столов, 12 стульев, 2 шкафа, пожарная  сигнализация, установлено видеонаблюдение.

За 2024 год центром оказана 491 услуга. Большая часть из них – спонсорская помощь (215), 67 – консультации психолога.

И далее: «24 – трудоустройство, 10 – по жилищному вопросу, 15 – по грантам, 25 – здравоохранение, 24 – консультации по социальным  выплатам, 23 – медиация,14 – справки, ЭЦП, 13 – юридическая помощь, 17 – консультации по вопросам образования и 47 – разъяснение по правилам оказания государственных услуг, 14 – прочие вопросы».

Руководитель Степногорского ЦПС информировала и о проведенных семинарах, тренингах, публикациях в СМИ, посещении неблагополучных семей…

Аналогичную информацию озвучила в своем выступлении и руководитель ЦПС г. Косшы Ардак Ельтаева. Разве что в большей степени речь шла о спонсорской помощи: «Центром привлечены спонсоры города для оказания нотариальных услуг, приобретены продукты питания первой необходимости (на сумму 108 000 тенге). Детям, которые имеют инвалидность по слуху, сделали ремонт комплектующих для слухового аппарата (на сумму 48 000 тг). Семья нуждалась в прогулочной детской коляске, спонсором куплена коляска за 15 000 тенге. Детям из 15 многодетных и неполных семей волонтеры из города Астаны доставили подарочные кульки со сладостями на Новый год, детям с инвалидностью на новогодний праздник спонсором было предоставлено 15 кульков. Более 45 семей получили продукты, мясо, одежду…»

После информации Шолпан Салыковны о том, что до сей поры в республике нет типового утвержденного положения по штатному расписанию центров, не определены функциональные обязанности работников, задавать вопрос о том, определены ли стандарты услуг, уже не имело смысла. Конечно, нет.

Логично возник и такой вопрос: может, имеет смысл в название «Центры поддержки и сопровождения семей» добавить определение «малообеспеченных», «социально уязвимых»? Если уж большая часть работы заключается в сборе спонсорской помощи? Ее, кстати, собирают и множество НПО, общественных приемных…

Осталось непонятной и суть многих консультаций. В частности: «По организации бесплатного питания в школах». Или «по вопросам трудоустройства». Человеку посоветовали обратиться в центры карьеры и трудоустройства? Что еще можно сделать в этом случае? Равно как «помощь в сборе документов для оформления АСП» или «оформление ЭЦП»… ЭЦП оформляют в любом ЦОНе, есть ассистенты по АСП.

Словом, дублирование функций государственных органов очевидно. Особенно в тех случаях, когда речь идет о постановке на учет неблагополучных семей, помещении на лечение от алкоголизма… Этим, помимо участковых инспекторов полиции, еще множество организаций занимаются.

– Все эти консультации и помощь мы видим на бумаге, отчеты – в папках. Как проверить их достоверность? – задавал резонный вопрос член комиссии, депутат Айдын Туребаев.

И далее: «Психолог, работающий на половину ставки, проводит сотни консультаций. Кто гарантирует его профессионализм? Может, после такой консультации человек на суицид решится. Кто за это ответит?»

– Такие центры нужны для семей, взрослые члены которых сами на какие-то действия, чтобы улучшить свое положение, не решатся, их надо сопровождать, – разъясняла Шолпан Салыковна. – Проблема в том, что сотрудники не имеют доступа к цифровой карте семьи. Из-за опасности утечки данных.

Члены комиссии необходимость таких центров не оспаривали. Но создавать новые, видимо, целесообразно только после того, как будут даны четкие ответы на эти и множество иных вопросов.

Кого спасают кризисные центры

Руководители уже созданных ЦПС в качестве одной из проблем называли отсутствие помещений, где временно можно было разместить обратившихся к ним людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Центр адаптации и ресоциализации почему-то в качестве такого варианта не рассматривается. Есть в области и шесть кризисных центров для жертв бытового насилия с действующими при них приютами. Финансируются в рамках госсоцзаказа.

По замыслу они должны были стать временным (на 6 месяцев) убежищем для жертв бытового насилия. Получив в них всестороннюю помощь, попавшие в беду люди должны после этого начать жить самостоятельно.

По информации Шолпан Рахматуллиной, «по итогам 2023 года центрами и консультативными пунктам оказаны услуги 242 нуждающимся гражданам, в том числе 87 женщинам и 155 детям, из средств государственного бюджета освоено порядка 85 млн тенге». «В этом году выделено 77 млн тенге. На первое марта услугами центров охвачены 65 человек».

В силу своей профессии была я в разные годы в нескольких центрах. Признаюсь, всегда удивлялась тому, что, как правило, число сотрудников в них примерно равно числу получателей услуг. И далеко не все из них жертвы бытового насилия. Большая часть – те, кому элементарно негде жить. Есть и те, кто пребывание в центре рассматривает как временную передышку от разгульного образа жизни. В тепле, чистоте, на всем готовом.

Об этом говорила и член комиссии Куралай Джумабекова: «В Щучинском центре встретила женщину, которая уже в Доме мамы жила. Мы и документы оформили, и на работу устроили. Она не справилась, начала пить, ребенка оставила, ушла. И вот теперь кочует из центра в центр».

И вновь: необходимость таких центров депутаты областного маслихата сомнению не подвергают. Но нормативы работы надо пересматривать. Создать единый информационный пор-тал. Ужесточить контроль за их деятельностью.

Чтобы каждый тенге бюджетных денег работал на конечный результат.

Читайте также