Помните стихотворение Агнии Барто, как девочка выбирала себе увлечение: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота…» Сейчас даже на селе детворе предлагают развивать таланты в самых разных сферах: хочешь – занимайся цирковым искусством, пробуй свои силы в живописи, осваивай блогерство…
По информации областного управления образования, в регионе действует 51 организация дополнительного образования. Это музыкальные и художественные школы, центры детско-юношеского творчества, дворовые клубы, станции юных техников и натуралистов, где занимаются более 21 тысячи детей. Порядка 114 тысяч детей охвачены дополнительным образованием в школах, где их ждут более трех тысяч кружков и четырех с половиной тысяч спортивных секций.
В области ведется интересная практика: за счет организаций дополнительного образования открываются кружки и секции в сельских школах. Только в прошлом учебном году получили возможность развивать свои таланты сельские ребята в 84 школах, еще в 10 – в этом учебном году.
Важным событием для маленьких жителей с. Балкашино Сандыктауского района стало окончание ремонта в центре детско-юношеского творчества. Без преувеличения, обновленное здание стало дорогим подарком для девчонок и мальчишек. В гостях у них побывали корреспонденты «АП».
Музыку выбирают сердцем
На первом этаже здания расположилась музыкальная школа, где занимаются 60 детей по классу фортепиано, домбры, аккордеона, баяна и гитары. На вопрос, какое направление больше всего полюбилось детворе, директор музыкальной школы Елена Закутянская отвечает:
– Каждый ребенок находит свой инструмент, выбирают его, как правило, сердцем. Поэтому на занятия ходят с удовольствием. Педагоги, а их в коллективе восемь, создают атмосферу творчества и помогают ребятам понять и полюбить музыку. Зайдите на урок шумовых музыкальных инструментов к Светлане Барановой, и вы удивитесь, как ловко управляются первоклассники музыкальной школы с инструментами. Педагог развивает их музыкальные способности, память, слух и чувство ритма, учит коллективному музицированию. И так – каждый учитель: мы с радостью передаем ученикам свои знания и любовь к музыке. К слову, весь коллектив – это выпускники музыкальной школы, которой в этом году исполняется 60 лет.
Филиалы музыкальной школы открыты в селах Приозерном и Кызыл Казахстан, где еще 20 детей постигают азы исполнительского искусства на домбре. В ближайшее время планируется открыть филиалы еще в двух селах.
Ученики музыкальной школы неоднократно становились призерами областных, республиканских и международных конкурсов. Однако, по словам педагогов, самая главная победа для них – когда вы-пускники продолжают обучение в музыкальных колледжах и институтах культуры. В этом году к поступлению в музыкальную академию г. Астаны готовится пианистка Анастасия Межова. Еще двое выпускников по классу аккордеона продолжат обучение в музыкальном колледже г. Кокшетау.
– Принимая детей, мы объясняем: у нас не музыкальный кружок. Это школа, и документ, который получают наши выпускники, дает им возможность поступать в профильные колледжи и вузы. Но самое главное – музыка дает развитие, дисциплину, помогает в самоопределении и формировании общечеловеческих ценностей, – говорит Елена Тенгизовна.
Назад, в молодость!
Когда педагог по классу гитары Виталий Баранов предложил своим воспитанникам организовать вокально-инструментальный ансамбль, идею поддержали и дети, и руководство музыкальной школы.
– Работа с вокально-инструментальным ансамблем для меня не в новинку. Еще в начале девяностых я и сам играл, и был организатором таких коллективов, – рассказывает Виталий Юрьевич. – В первое время не обошлось без сложностей. Ребята не слышали друг друга, им было непросто сыграться и почувствовать себя единым коллективом. Постепенно научились слышать музыку, подбирать мелодию без нот, схватывать на лету, как говорится. Приучаю к музыке разных лет, начиная с песен, что когда-то играл сам, но в современной, интересной и понятной для них обработке…
Сейчас в ВИА «Амино» играют 10 ребят, в их репертуаре уже несколько композиций. Коллектив с успехом выступает на концертах, оттачивая и исполнительское мастерство, и культуру поведения на сцене, что по словам педагога, не менее важно. В востребованности идеи не приходится сомневаться. Когда для выступления на праздничном концерте, посвященном 8 Марта, коллективу понадобились вокалисты, от желающих не было отбоя. И после концерта к руководителю подошли две девочки: «Возьмите нас в ансамбль…»
В мае планируют довести количество исполняемых композиций до 10-12, чтобы достойно представить творчество на конкурсе в Павлодаре, где в прошлом году гитаристы Виталия Юрьевича заняли первые места.
– Ребята за это время очень сдружились, друг за друга стоят горой! Теперь у нас появилась новая проблема: после занятия невозможно выгнать детей домой. Никак не хотят уходить, – смеется Виталий Юрьевич.
В поисках вдохновения
На втором этаже расположились светлые аудитории самого центра детско-юношеского творчества, куда приходят на занятия порядка 140 ребят.
– Мы работаем по трем направлениям: художественно-эстетическое, декоративно-прикладное и социально-педагогическое. Есть кружки для любителей настольных игр, на базе Лесной школы работает ИЗО-студия «Акварелька», в Доме культуры занимается танцевальный кружок. Большой популярностью пользуются «Академия дошколят», вокальная студия и кружок «Юный блогер», – рассказывает директор центра Лариса Еремина.
На сцене актового зала уже проходят отчетные и тематические концерты для родителей и населения, а дебатные турниры и игры школьных клубов веселых и находчивых собирают творческие коллективы из разных уголков района. Сейчас и центр творчества, и музыкальная школа готовятся выступать в смотре художественной самодеятельности «Ақмола жұлдыздары».
В студии «Художественная фантазия» всегда многолюдно. Педагог Анна Егорова учит детей не только рисовать в разных техниках, но и творчески мыслить, видеть красоту в самых обыденных вещах. Программа обучения рассчитана на три года, но многие ребята после этого переходят на индивидуальное обучение, не хотят расставаться с кистями и красками. Среди них – старшеклассница Виктория Панасюра.
– Сколько себя помню, всегда любила рисовать. В студии я многому научилась и теперь хочу связать с рисованием будущую профессию. Моя мечта – стать графическим дизайнером, – поделилась Виктория.
На детских работах, представленных в уютном кабинете, – забавные животные, разноцветные дома… Тот самый яркий мир, с которым взрослые обычно ассоциируют счастливое детство.
– Даже в общеобразовательных школах учителя часто говорят, что детей, посещающих центр, видно сразу: они мыслят творчески, не боятся выражать свое мнение и всегда готовы к нестандартным заданиям, – делятся педагоги центра.
Вместо послесловия
О государственной поддержке дополнительного образования можно судить по такому факту: в предвыборной программе Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева отмечено, что в стране требуется строительство 100 крупных объектов организаций дополнительного образования. Акмолинская область – не исключение: до 2026 года запланировано введение в эксплуатацию Дворца школьников в г. Косшы и двух школ искусств.
– Открытие этих объектов позволит увеличить охват детей и сеть организаций дополнительного образования. Считаем необходимым отметить работу бизнес-сообществ, которые всегда неравнодушны к проблемам воспитания детей. В их числе – общественный фонд «Акниет», частный благотворительный фонд «DAULETTEN», центр социального взаимодействия и коммуникаций при АО «Самрук-Қазына». Не остаются в стороне и местные предприниматели. К примеру, ТОО «Wellness & Resort» в течение года охватывает отдыхом и досугом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – добавили представители управления образования.