С режиссером Аяном Алимбаевым мы познакомились в театре. Но не в областном казахском музыкально-драматическом им. Шахмета Кусаинова, где он работает, а в областном русском драматическом.
На заседании худсовета АОРДТ обсуждали поставленный им спектакль по пьесе Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Как чаще всего бывает, оценки были различными, порой весьма категоричными.
Удивила реакция режиссера. Ни одной попытки опровергнуть кого-либо: «Вы неверно поняли»… Напряжен был, конечно, но очень выдержан.
Во время беседы с Аяном первое впечатление о нем, как об очень воспитанном и интеллигентном молодом человеке, оказалось верным.
10 лет назад он и сам не думал о том, что станет театральным режиссером. Обычный парень из обычной семьи. Вырос в Щучинске, куда родители переехали из Кызылту. Полученное ими высшее образование в сфере архитектуры в 90-е годы прошлого столетия оказалось невостребованным.
Видимо, отсюда и пожелание отца: «Иди работать на железную дорогу. Это надежный кусок хлеба». Аян окончил колледж, получил специальность техника-электромеханика, работал в вагоно-ремонтном депо.
«И вот каждый вечер возвращаюсь домой. Минут 15, не спеша, иду по знакомой с детства дороге, смотрю на звезды и думаю: «Теперь так будет всегда? Мир такой большой, а у меня только эта дорога?»
За год работы отложил денег на первое время: «Папа, я поехал в Астану». Снял квартиру, полгода работал на складе в «Хан Шатыре»: «Денег хватало, город большой…» Но очень скоро: «Я что, ради этого в столицу переезжал?»
Решился показать свои рассказы тете – актрисе столичного театра им. Куанышпаева. Писать их он начал давно. «Для себя, никому раньше не показывал. Просто не мог не писать».
Причем чем больше читал, тем больше самому писать хотелось. В доме родителей была прекрасная библиотека. Учился Аян в казахской школе, русским и в детстве владел свободно. Первая книга, благодаря которой, по его словам, чтением заразился, – «Дети капитана Гранта» Жюля Верна. По мере взросления – классика русская и зарубежная. В дороге – аудиокниги.
Тетушка над рассказами племянника поулыбалась, но в итоге: «Приходи в театр». Начал работать монтировщиком, в режиме «24 на 7», в зарплате потерял существенно. Но: «Это было прекрасное время. Я заразился атмосферой творчества. Думаю, что навсегда».
Поступил на режиссерское отделение в Национальный университет искусств в Астане. Курс вел известный режиссер Ерсайын Тапенов. Подлинный Мастер был и психологом хорошим.
– К концу первого курса я плакал, хотя учился неплохо. Поступил на платной основе, во втором семестре на бюджет перевели. Но Учитель меня ломал, – делится Аян пережитым. – Прошло время, пока я понял, зачем он это делал. Всю жизнь буду благодарен.
А «ломать» парня, успевшего после школы поработать, с известными актерами познакомиться, как оказалось, было необходимо. Чтобы уберечь от синдрома «любви себя в искусстве».
На курс к мастеру Тапенову вместе с Аяном Алимбаевым поступили семеро человек. Окончили трое. Определенную роль в таком отсеве пандемия сыграла. На время сломала она и планы нашего героя.
До окончания вуза оставалось больше года, когда позвонил Батыр Сабыр (учился тогда на актерском отделении): «У нас есть труппа. Нет режиссера. Давай попробуем».
Первая постановка – «Сны Шекспира»: «Перечитал все пьесы не единожды. Выбрал все, что касается взаимоотношений отцов и сыновей. Готовы были ставить даже в подвале. Искали своего зрителя. Было сложно. Но как же это было здорово!»
В марте 2020 года показали спектакль на фестивале в театре им. Куанышпаева. Неплохие отзывы, много ценных советов. Поставили с молодыми актерами еще один спектакль «Аноним». Показывать некому и негде. Пандемия, карантинные ограничения. Университет оканчивали онлайн.
А потом Аяна пригласили в Кокшетау. С 12 января 2021 года – режиссер казахского музыкально-драматического театра им. Кусаинова. Увлекся постановкой казахских сказок: «В них такие глубинные смыслы… Стараюсь раскрыть их, донести до зрителя».
Именно Аяну Алимбаеву мы обязаны появлением в Кокшетау блестящей группы молодых актеров, с которыми они в Астане начинали создавать свой театр. «Позвонил, пригласил, приехали через неделю».
Без них вряд ли мы увидели бы в АОРДТ замечательный спектакль «Лютый», снискавший успех на нескольких международных фестивалях.
Как подлинно интеллигентному, образованному человеку, Аяну присущи рефлексия, самокритичность: «Наверное, я как-то запутался, заблудился с постановкой «В ожидании Годо». Но это такая значимая пьеса, она оказала огромное влияние на многих режиссеров, мне кажется, что даже на фильмы Тарантино. Да, это пьеса абсурда. Но, ожидая неведомого Годо, герои говорят об очень важных вещах. О том, как нельзя обращаться с человеком. Возможно, вернусь к этой пьесе позже».
– Я еще в пути, – так определяет свое нынешнее состояние молодой режиссер. – Выбрал профессию, осваивать которую надо всю жизнь. Я к этому готов.