Мы покорили тебя, Памир!

Еркебулан Галинурович Карасартов – единственный из ветеранов Афганистана в Акмолинской области действующий педагог, чей учительский стаж насчитывает 38 лет. Последние 23 года он преподает физкультуру в лицее «Білім-инновация».

Еще в 2018 году одним из первых в стране выпускник Карагандинского педагогического института, учитель физкультуры высшей категории, Еркебулан Галинурович успешно подтвердил на строгом Национальном квалтесте высокое квалификационное звание «Мастер». В Кокшетау Карасартов работал и в областной школе-интернате организатором НВП, и в школе-интернате № 3 для одаренных детей учителем физкультуры. Не было в его непростой жизни и судьбе праздных дней, даже в студенчестве успевал и учиться, и работать в трех местах.

Вырос Еркебулан без родителей, а воспитывала его старшая сестра Кульзипа. Благодарность своим учителям он пронес в сердце через всю жизнь, ему и вправду везло на педагогов, заронивших в нем искру Божью, зажегшую свет знания. Недаром говорят, истинно благодарны лишь люди благородные. С радостью делится Еркебулан, что удалось ему взрастить достойную смену: воспитанники ветерана неизменно и убедительно побеждают на соревнованиях республиканского и областного уровней.

В Астане ежегодно выпускники лицея – преуспевающие молодые люди столицы – проводят футбольный турнир имени своего наставника Еркебулана Карасартова. Недавно одарили его путевкой в Египет, съездили отдохнуть с супругой.

А родился ветеран 14 января 1961 года в Неждановке Сергеевского района СКО. Старшие 9-10 классы заканчивал в селе Кривощеково. Эта средняя школа в сельской глубинке на севере Казахстана славилась на всю КазССР, входя в тройку лучших в республике. Ее директор Муканов вел математику, все учителя равнялись на своего руководителя: урок – священнодействие, и ничто не может помешать вторжению извне.

«Со светом в глазах и теплом в сердце мои учителя учили меня оставаться собой и сопротивляться обстоятельствам, – признается Еркебулан. – Потому и в армии мне было легче, чем многим, сила духовного «я», внутренний стержень, умение преодолевать обстоятельства – всеми этими качествами обязан школьным учителям. Кстати, и начинал трудиться учителем в 1986 году именно в сельской школе Жанасу, проработал там до 1990 года.

Призывался в мае 1979-го Сергеевским военкоматом, учебку проходил в Отаре. Полгода прошли в усиленной подготовке к армейским испытаниям, повезло с командирами – порядочными, грамотными, человечными, профессионалами военного дела. Они терпеливо и с душой обучали нас, молодых парней, кстати, с удивлением я узнавал от сестренки, оказывается, из Отара домой приходили письма от моего командира, он интересовался у моих родных о качествах моего характера, о моих привязанностях и увлечениях, о том, как я реагирую на переживания и трудные ситуации. Из 25 бойцов взвода 24 вышли из учебки в звании младших сержантов, у меня одного – новенькие сержантские погоны на плечах.

Когда у меня поинтересовались перед распределением, где дальше хотел бы служить, однозначно ответил: «Подальше от Казахстана!» Тогда командование посоветовало отправиться в Ош, так как в Душанбе стоял кадрированный полк.

С ноября 1979-го я служил в киргизском Оше.

24 декабря нас по тревоге подняли. Путь из Оша до Хорога занял трое суток. Мы – единственный в Союзе 860-й отдельный мотострелковый полк, в/ч 77701, который двинулся с Памира дорогой легендарного Александра Македонского. Мы покорили тебя, Памир! Кстати, на Памире есть чудесное высокогорное озеро в горах, названное в честь великого полководца Искандеркуль.

В 2013-м году известная региональная общественная организация ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое содружество «Бадахшан» подготовила к 25-летию вывода войск из Афганистана юбилейный календарь с боевой картой, портретами командиров и сюжетными фотографиями, редкими кадрами…

Наш командир Виктор Семенович Кудлай живет в Москве, он возглавлял полк во время ввода войск в 1979-1980-х. В 1980-1982 наш непосредственный командир – Артуш Татевосович Арутюнян, офицер чести и долга, светлая память о нем живет в моем сердце.

Знаменитый генерал Лев Яковлевич Рохлин руководил полком в 1982-1983 годах. Известен на весь СНГ его моральный подвиг, когда его представили к Звезде Героя во время чеченской войны, генерал отказался от государственной награды со словами: «В братоубийственной гражданской войне орденов не бывает». Генерал был человеком волевым и жестким, в чем-то даже жестоким, тем не менее он всегда сохранял человеческое достоинство, умел отличать настоящее от напускного, истинных героев от показушников.

Любимый командир полка Арутюнян Артуш Татевосович (к сожалению, его уже нет в живых) по-отечески заботился о нас, это не был кабинетный командир, он первым шел в бой и последним покидал место сражения.

И в строю перед дембелем командир полка удивленно вопрошал: «А почему у сына полка на груди ни одной медали?» Не за медали и ордена мы воевали. Но тут же было дано задание в штаб… Эта медаль «За отвагу» так и не дошла, не догнала меня, где-то в далеком пути затерялась.

Мое увольнение в запас близилось, шел ноябрь, командование решило меня поощрить за отличную службу и высокие показатели. Вызывают и предлагают: выбирай – либо едешь в отпуск или к награде тебя представим. Я попросил время подумать.

У нас, у казахов, была на той войне привычка: как выдавалась минутка, собирались обсудить текущий момент, поделиться переживаниями, передать друг другу новости. И я решил послушать советы земляков. Парни советуют: «Еркебулан, хоть и не за горами дембель, но сам понимаешь, в любую минуту с нами может случиться непредсказуемое, писем из дома нет, от нас весточек тоже родные не дождутся. Давай-ка ты за всех за нас езжай в родной аул, вдохни запах родной земли, подыши степным воздухом, нами давно позабытым… Атамекен, ақ мекен, что может быть на чужбине слаще и дороже Родины»…

Если честно, в нашем взводе представлен был полный интернационал, по одному представителю каждой национальности: и татарин, и грузин, и украинец, и немец, и таджик, и узбек, и русский… Но если произносили слово «Казахстан», обращались к бойцам «казахстанцы», то вставали и поднимались не только казахи, но и немцы, русские, поляки, татары, украинцы – все выходцы с земли наших предков, независимо от происхождения. Это поднимало нам дух, мы гордились этим, осознавая: мы этой силы частица.

Там, на войне, я понял, что ностальгия – не просто красивое чувство. Тоска по Родине гложет и не дает покоя: я встречал старого казаха из кзылординских степей, чья семья в голодомор 1929-1931 годов покинула пределы Казахстана, спасаясь на чужбине. Его дети, повзрослев, переехали в Турцию. Аксакал, пристально вглядываясь в меня, сжимая мою руку, словно не веря, тихо повторял на полузабытом родном языке: «Қазақ бар ма?» Обнимал меня и плакал и все переспрашивал: «Казахи же в мясную сорпу всегда кусочки тонко раскатанного теста кладут, бешбармак называется…»

В одном кишлаке мы встретили такую картину: на крышу мазанки поднялся седой, как лунь, таджик, высоко держа в руках палку, обитую красной тканью. Так он приветствовал шурави, советских солдат, узнав, что пришла в страну его обитания Советская Красная армия. Оказалось, что этот самый дед – фронтовик, прошел войну до самого Берлина, но волею обстоятельств, кинувшись разыскивать своих родных в Афганистане, застрял здесь, не смог вернуться в Союз, когда закрыли границу… Неисповедимы пути Господни. Сколько встреч произошло за эти два года…

«Услышим мы, как жалуются Богу погибшие в последний день войны», – 18 мая 1981 года мне снится пророческий сон. А сны – это ведь тоже жизнь, ее ночное зеркало. Снился мне в эту ночь мой одноклассник Слава Поданов, он служил водителем-механиком.

Так вот, мой земляк и товарищ готовился к дембелю, уже подписан приказ, собраны нехитрые солдатские вещички. Выходит Слава в свой последний рейс на БМП – и душманская пуля настигает его с гранатомета. Вечный покой и блаженство душе раба Божьего. «Как верит солдат убитый, что он проживет в раю…»

Многое тяжело вспоминать. Как вертолет переворачивался несколько раз, как выворачивало все кишки наружу от диких приступов тошноты, а я сжимал в руках пулемет…

Нам командиры, замполиты, когда мы только заходили в незнакомую страну, внушали: это страна традиционного ислама, здесь строго и истово почитают веру предков, оставайтесь уважительными и почтительными к обычаям народа, именем которого называется государство. Нельзя глумиться над верой. Вы не должны загорать, показывая обнаженное тело, нельзя смеяться, когда звучит азан, будьте терпимее к проявлениям чужой религиозной культуры. Эти заповеди я хорошо усвоил, но…

В Афганистане идет гражданская война, местные воюют меж собой, мы где-то между ними, посередине. С гор спускаются моджахеды в кишлаки и убивают ночами, вырезают целые семьи. Душманы ведь не щадили своих… С именем Аллаха поднимаясь в наступление, они же проливают человеческую кровь. И свою, и чужую. Так как же это сочетается с заповедями Священного Писания… Мне этого было не понять, непостижимо и необъяснимо…

Помню смерть командира, молоденького лейтенанта из Пскова Александра Кожевникова. Пуля пронзила его сердце, мы подбежали к нему: крови нет совсем, только маленькая синяя точка на груди. Но человека больше нет…

А как забыть грузина Джумберта Бичевая, заплакавшего при виде дырки в каске на собственной голове. Он сам не понял, как спасся, увидев маленькое круглое отверстие от пули навылет… Война пахнет смертью, кровью, бедой… А для кого-то – большими деньгами. Почему вновь и вновь продолжаются войны? Потому что один никогда не поймет до конца, как страдает другой…»

Записала Алия АХЕТОВА.

Читайте также