Работал житель Атбасара П. сборщиком в ТОО «КазТехникс» официально, заключив трудовой договор.
27 июня 2022 года получил на производстве травму, в результате которой ему были ампутированы два пальца правой кисти на уровне срединных фаланг.
21 июля подписан акт №01 о несчастном случае на производстве. В нем констатируется стопроцентная вина работодателя.
Сам П. не отрицает, что после аварии работодатель предпринял все предписанные в данном случае меры: сообщили в полицию, уведомили инспекцию по труду, оказали первую медицинскую помощь, отвезли пострадавшего в больницу, выплатили выходное пособие в размере 678 957 тенге.
Но тем не менее он обращается в суд (и это его право) с иском о взыскании морального вреда в размере 6 000 000 тенге. Мотивирует тем, что «в результате аварии лишился пальцев на правой руке и лишен в полной мере пользоваться ею, так как она рабочая, испытал физическую боль, нравственные страдания, чувствует свою ущербность, дискомфорт».
Доводы представителей ответчиков: «В момент аварии истец был в состоянии алкогольного опьянения, ранее длительное время работал в ТОО и был ознакомлен с правилами безопасности, авария произошла по его неосмотрительности» судом отклонены. Они должны были быть предметом рассмотрения в ходе расследования несчастного случая. Составленный 21 июля акт сторонами не был обжалован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 951 Гражданского кодекса РК, «моральный вред – это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических и юридических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения». Согласно статье 952 ГК, моральный вред возмещается в денежной форме.
При определении размера морального вреда учитываются как субъективная оценка потерпевшим тяжести причиненного нравственного ущерба, так и объективные данные, свидетельствующие о степени нравственных и физических страданий. Принимаются во внимание и жизненная важность блага, характер и сфера распространения ложных позорящих сведений, жизненные условия потерпевшего…
Моральный вред возмещается независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Исходя из норм законодательства суд решил: Иск П. к ТОО «КазТехникс» о возмещении морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с товарищества с ограниченной ответственностью «КазТехникс» в пользу П. моральный вред в размере 600 000 тенге, представительские расходы в размере 200 000 тенге и возврат госпошлины в размере 1 725 тенге.
Через четыре года после убийства
Приговором Специализированного межрайонного уголовного суда Акмолинской области четверо виновных Б., А., М. и Ж. осуждены «за причинение средней тяжести вреда здоровью группой лиц по сговору; хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия; незаконное приобретение, хранение, ношение оружия и совершение убийства группой лиц по сговору способом, опасным для жизни других людей, из корыстных побуждений (по найму) активиста Галы Бактыбаева».
Перенести рассмотрение в Акмолинскую область решил Верховный суд, куда ранее направил представление председатель Карагандинского областного суда Ерден Арипов, мотивируя тем, что в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Карагандинской области судьи уже рассматривали это дело, другой судья не владеет казахским языком, на котором идет судопроизводство.
В СМУС Акмолинской области установлено, что в 2019 году потерпевший был убит во дворе дома выстрелом из ружья. Ранее, до совершения убийства, подсудимые в масках проникли во двор дома Галы Бактыбаева, разбили окна в доме и избили его.
Уголовное дело рассмотрено с участием присяжных заседателей. Вердиктом присяжных все четверо подсудимых признаны виновными. Судом организаторам Б. и А. назначено 15 лет 6 месяцев лишения свободы каждому. А. лишен звания «подполковник полиции». Исполнитель М. приговорен к 16 годам лишения свободы. В его действиях признан опасный рецидив. Ж. назначено 3 года лишения свободы и он освобожден от отбывания наказания в связи с истечением срока отбывания наказания.
Время подумать и осознать
Сандыктауский районный суд рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении П. за причинение легкого вреда здоровью супруге.
В состоянии алкогольного опьянения в ходе ссоры с супругой он ударил ее кулаком в лицо и по голове, причинив ей легкий вред здоровью.
Постановлением суда П. назначен арест на 15 суток с установлением особых требований к его поведению на 3 месяца.
На открытый судебный процесс были приглашены лица, неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности по аналогичным правонарушениям.
Следует подчеркнуть, что во исполнение поручения Главы государства усилена ответственность правонарушителей за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений. Увеличен срок административного взыскания в виде ареста за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 73, 73-1, 73-2, 461, 669 КоАП.
Подготовила Ирина БАУДИНОВА
по материалам пресс-службы областного суда.