Почему не идут в дефектологи?

На заседании постоянной комиссии по социальным вопросам Акмолинского областного маслихата обсудили проблемные вопросы инклюзивного образования и социальной защиты детей с особыми потребностями.

Председатель комиссии Айнагуль Балташева отметила, что перед встречей  депутаты посетили ряд специальных учебных заведений и неправительственных организаций, обучающих детей с различными  ментальными и физическими нарушениями.

Об итогах и планах по созданию в регионе условий для инклюзивного образования рассказал руководитель облуправления образования Шокан Оразалин.

– Пронализировав нарушения детей с особыми образовательными потребностями по нозологиям, отмечу, что 42% составляют дети с нарушением речи, 33% – с задержкой психического развития и 12% – с умственной отсталостью, наблюдается рост количества детей с аутизмом на 95 человек по сравнению с прошлым годом, – отметил руководитель ведомства. – Из 11 851 ребенка нашей области имеют нарушение речи 4 959 детей, задержку психического развития – 3 951 ребенок, умственную отсталость – 1 487 и так далее.

По словам спикера, в этом году на 375 млн тенге планируется открыть 30 кабинетов поддержки инклюзивного образования во всех районах и городах области, к 2025 году откроют еще 60 ресурсных кабинетов.

– Одним из проблемных вопросов является строительство дополнительного корпуса к специальной школе-интернату №1 г. Кокшетау на 80 мест для детей с расстройствами аутистического спектра на сумму более 1,4 млрд тенге. Разработана ПСД за 26,6 млн тенге, но финансовые средства на начало работ не выделены.

Акцентирую внимание на данной проблеме, так как по сравнению с прошлым годом наблюдается рост детей с аутизмом на 95 человек, – подчеркнул Шокан Оразалин. – Данный проект планируем заявить в Министерство просвещения РК для реализации за счет средств Фонда поддержки развития инфраструктуры образования.

О состоянии дел в сфере оказания специальных социальных услуг детям с инвалидностью рассказал и.о. руководителя управления занятости и социальных программ Ерлан Мухамедин:

– Социальные работники проводят занятия с детьми согласно индивидуальному плану работы и графику посещений на дому, кружковые занятия, различные развлекательные мероприятия в библиотеках, концерты, походы в музеи, фестивали, День защиты детей, мероприятия с родителями. В прошлом году был реализован пилотный проект «Дом малой вместимости» в городе Кокшетау на 15 койко-мест для детей с психоневрологическими патологиями и нарушением опорно-двигательного аппарата на условиях восьмичасового дневного пребывания. Из областного бюджета было выделено 16 млн тенге, в этом году предусмотрено 32 млн тенге.

Руководитель Высшего казахского педагогического колледжа имени Жанайдара Мусина, депутат Нуртас Ахат рассказал, что три года назад в колледже была открыта специальность «логопедия». По его словам, возросло количество детей, требующих особых условий  обучения, однако наблюдается острый дефицит кадров для работы с такими детьми. Он отметил, что колледж сотрудничает с ведущими профильными вузами и есть потребность в открытии новой отдельной специальности в колледжах и вузах. Сейчас с детьми с ментальными нарушениями работают педагоги-ассистенты по инклюзивному обучению.

– Надо, чтобы сотрудники учреждений не просто сидели в кабинетах и ждали, когда к ним приведут таких детей. Надо проводить коррекционную работу, потому что были случаи, когда учеников первых-вторых классов посреди года переводили в коррекционные классы. Каждый первоклассник должен пройти диагностику и тестирование на ментальные нарушения, – обратила внимание присутствующих депутат Куралай Джумабекова. – Сейчас некоторые педагоги не хотят работать с детьми-аутистами и уходят из сферы, потому что не знают, как выстроить образовательный процесс, оказывается, у нас нет хорошей коррекционной программы, методики давно устарели.

Она обратила внимание на реализацию проекта «Я сам шагаю», на качество работы специальных коррекционных учреждений и реализации пилотного проекта «Дом малой вместимости» для детей с инвалидностью.

Депутат Султанбек Бекешев поинтересовался количеством грантов по специальностям «дефектология» и «специальная педагогика». Как отметил Шокан Оразалин, потребность в кадрах есть, гранты выделяются, и претендентов на них ведомство обещает поддержать. Но никто не может заставить выпускников вузов идти учиться именно на эти специальности.

– К сожалению, в 2022 году наблюдалось, что на 10 здоровых детей приходится один ребенок с особыми образовательными потребностями, а через 10 лет ожидается, что на 10 здоровых придется 5 детей с инвалидностью. Мы должны готовить специалистов уже сейчас, но среди абитуриентов учиться на специалистов этой сферы желающих мало, – резюмировал руководитель облуправления образования.

Было отмечено, что основной причиной дефицита кадров остается огромный объем сложной работы и низкая заработная плата. Председатель маслихата Бейбит Жусупов подчеркнул: очевидно, необходимо на государственном уровне продумать меры по стимулированию специалистов, работающих в данной сфере.

Депутат Айдын Туребаев также отметил, что есть проблемы, связанные со сроками проведения конкурсных процедур на оказание специальных социальных услуг детям с инвалидностью, а процесс реабилитации должен проходить непрерывно и качественно.

Читайте также