«За истекший период провели, посетили, заслушали…» Без таких формулировок отчитаться о проведенной работе не сумеет ни один руководитель.
Другое дело, что стоит за ними. Реальная, результативная работа или ее видимость? Информация, предоставленная на брифинге в РСК председателями постоянных комиссий областного маслихата, – основание для беспристрастного вывода: депутаты местного представительного органа власти работали в ушедшем году много, плодотворно, эффективно.
Другое дело, что характер работы таков, что мгновенного результата «здесь и сейчас» ожидать бессмысленно. Изучение проблемы, анализ, депутатский запрос требуют немало сил и времени. А результат зависит от многих факторов.
Понять это бывает сложно не только людям, далеким от дел общественных, но и некоторым из наших коллег, требующим, как было на этом брифинге, ответа на вопрос: «Какое место занимают отдельные депутаты в рейтинге народной любви?» Ну как объяснить человеку, что любовь – категория субъективная? Более того, далеко не всегда бывает заслуженной.
Надо отдать должное спикерам брифинга – председателю постоянной комиссии областного маслихата по вопросам экономики и бюджета Марату Койшибаеву и председателю постоянной комиссии по социальным вопросам Айнагуль Балташевой. Информация содержательна, ответы на вопросы – корректны и по существу.
Даже в том случае, когда не совсем понятно, почему, по мнению журналиста одного из информагентств, за состояние Степногорской городской больницы, задержку заработной платы медработникам должен отвечать маслихат?
Мы-то знаем, что все зависящее от них сделано. Выездные заседания комиссии по проблемам здравоохранения в области проводились не только в Степногорске, но и в Атбасаре. Проблемы – общие. Другое дело, что в Степногорске они проявились острее и раньше, чем в других регионах области. Причины: система финансирования ФОМСом, постоянно налагаемые штрафы, огромные здания, построенные еще в советский период… Содержать их при нынешней системе – проблематично. По большому счету, где-то такие площади, как, к примеру, в Державинске Жаркаинского района, и не нужны. При нынешней численности населения.
Главная причина (и не только в системе здравоохранения) – денег не хватает. Зарплаты медицинских работников выросли существенно. Мы за них рады. Но наши взносы, перечисляемые в рамках ОСМС, если и стали больше, то совсем ненамного. Перечислять, насколько подорожало все и вся, не будем. Общеизвестно.
Ответственности с руководителей медицинских учреждений, управления здравоохранения никто не снимает. Ситуацию, наверное, можно было предвидеть, предвосхитить… Раньше «бить в колокола» на всех уровнях.
Теперь о роли маслихата. Именно депутаты дали согласие на смену формы хозяйствования Степногорской больницы, это единственно возможный выход из создавшейся критической ситуации. Перевод в государственное коммунальное предприятие легитимизирует возможность выделения денег из областного бюджета. Немалую сумму изыскали, опять же при помощи депутатов. Но бюджет не безразмерен.
На сессиях областного маслихата утверждено решение о смене статуса больницы: из городской она станет межрайонной. Это новые возможности для большего объема работы и, соответственно, средств, перечисляемых из ФОМСа. Открытие в больничном корпусе отделения Кокшетауского высшего медицинского колледжа позволит снизить расходы больницы на оплату коммунальных услуг.
Еще раз: все это сделано либо с согласия, либо по инициативе депутатов областного маслихата. На страницах нашей газеты мы не раз писали об этом. Сейчас хотим на этом примере показать, какова роль депутатского корпуса в решении одной конкретной проблемы. А их у нас (и не только у нас) множество.
Мы хорошо понимаем, какая огромная работа предваряет каждый депутатский запрос. За прошедший год их было подготовлено немало. Прежде чем отправить в соответствующее министерство запрос о необходимости увеличения штатной численности инспекции транспортного контроля в нашей области и количества постов транспортного контроля, проблема анализировалась рабочими группами, обсуждалась на заседаниях постоянных комиссий и всего маслихата. Без «железобетонных» аргументов и обоснований ни один запрос ни в одном ведомстве даже рассматриваться не будет.
По итогам заседания с участием первых руководителей областных управлений строительства, архитектуры и градостроительства, государственных закупок и коммунальной собственности членами постоянной комиссии по вопросам экономики и бюджета было направлено письмо в Мажилис Парламента Республики Казахстан по проблемным вопросам, требующим решения на центральном уровне, путем внесения изменений в действующее законодательство.
Пока мы, анализируя причины некачественного строительства, ремонта, будем приходить к однозначному выводу о недобросовестных подрядчиках, изменений к лучшему ожидать сложно. В письме, направленном в Парламент РК, содержится не только обоснование этого факта, но и конкретные предложения о необходимых изменениях в законодательстве.
Рассмотрение и утверждение бюджета – вопрос действительно стратегической значимости. Узких мест много, запросов от населения – тем более. Тональность разная: от «пожалуйста, помогите, обратите внимание, изыщите возможности» до категоричного «дорогу перекроем». Так что приходится работать по принципам «искусства возможного».
Мы не будем приводить данные о количестве заседаний и рассмотренных вопросов. О том, сколько людей обратилось со своими проблемами на приемах, проводимых депутатами. Цифры впечатляют. Но главным образом тех, кто имеет представление о специфике и сложности депутатской деятельности.
Задача работников СМИ – работать так, чтобы таких информированных людей становилось больше.