В чем коррупционные риски заключаются?

– Если исходить из презентованной Вами региональной карты коррупционных рисков, то получается, что у нас таковых вообще нет?

С таким вопросом мы обратилась к первому заместителю руководителя областного департамента по противодействию коррупции Айдосу Жакиялину на брифинге, прошедшем на площадке РСК. Руководствовалась при этом классическим определением коррупции: «Использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав… в целях личной выгоды».

В карту коррупционных рисков включен перечень насущных проблемных вопросов жителей: агропромышленного комплекса, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, аварийного и ветхого жилья, ТЭЦ, а также бизнеса. Вопросы социальные, острые, их решением занимаются исполнительные, представительные органы власти. Но все ли социальные проблемы порождают коррупцию?

– Ветхого, аварийного жилья много, строят мало. Все мы об этом знаем, – пыталась я конкретизировать свой вопрос. – Есть ли факты, что   их жители, собрав деньги на «мзду» для чиновника, получили квартиры в новых домах вне очереди?

Нет таких фактов. Да это, в принципе, невозможно при нынешнем уровне цифровизации, когда проверить, как движется очередь на получение жилья, может каждый. Выйти на сайты, где она опубликована в любое время дня и ночи. Тем более непонятно, какие коррупционные риски связаны с грядущим строительством ТЭЦ…

– Один из остро волнующих фермеров вопросов – субсидирование сельского хозяйства, – справедливо говорил Айдос Жакиялин. – Чтобы обеспечить прозрачность системы предоставления субсидий мы провели антикоррупционный мониторинг, по итогам которого установили ряд ключевых проблемных вопросов.

В их числе: недостаточность бюджетных средств, выделяемых на субсидирование АПК, несовершенство информационной системы субсидирования «Gosagro.kz». Далее в этом перечне – риски нецелевого использования субсидий.

К примеру, из-за недоработок платформы «Gosagro.kz» по 29 заявкам на субсидирование растениеводства и инвестиционное субсидирование фермерам были необоснованно произведены двойные выплаты на общую сумму 88,2 млн тенге: «По выявленным нарушениям мы провели совещание с руководством УСХ, где рекомендовали возвратить государству необоснованные выплаты субсидий. В настоящее время в бюджет возвращено 74,4 млн тенге. Часть этих средств уже поступила 12 фермерам в качестве субсидий согласно очередности. Остальные средства будут распределены таким же образом».

Конечно хорошо, что этот факт установили. Но почему это случилось? Кто-то это сделал намеренно, чтобы выгоду извлечь?

– Это неумышленные действия сотрудников, мы все это проверили и в этом убедились. Сыграли свою роль несовершенство системы и нехватка специалистов. Очень большая нагрузка на каждого, – отвечает на вопрос спикер.

«В рамках реализации карты нами также установлены системные коррупционные риски в сфере распределения земельных участков для бизнеса. По предложениям департамента в октябре прошлого года в собственность государства возвращены три земельных участка, которые ранее акимат города Кокшетау предоставил вне торгов для строительства МЖК. Причем, в микрорайоне, который и без того застраивается очень активно».

В сфере земельных отношений коррупционные риски очевидны. Но еще раз: хотелось бы знать, почему это стало возможным? Чья подпись стоит на разрешительных документах? И понесет ли виновник ответственность?

«В рамках мониторинга мы установили необоснованное взыскание платы за загрязнение окружающей среды с восьми предпринимателей региона.

Как оказалось, департамент экологии ежеквартально направляет в налоговый орган информацию об операторах объектов, осуществляющих эмиссии в окружающую среду. Согласно статье 574 Налогового кодекса операторы объектов 4-ой категории с прошлого года освобождены от уплаты налогов. Однако департамент госдоходов, не проанализировав должным образом предоставленные сведения, начислил плату за эмиссию восьми представителям бизнеса. Предпринимателям пришлось оплатить в бюджет 4,4 млн тенге.

После того как мы направили рекомендательные письма в ДГД и провели совещание денежные средства субъектам бизнеса возвратили».

Объяснение произошедшему таково: «Бывает, что госорганы и предприниматель друг друга не до конца понимают. Поэтому создаются бюрократические проволочки». Корыстное намерение, неправомерное обогащение, без которых проступок коррупционным не является, не установлены.

На брифинге шла речь и о проводимом департаментом мониторинге госзакупок: «При установлении нецелевого использования бюджетных средств мы направляем рекомендации госорганам. Они пересматривают и корректируют планы госзакупок или отменяют их. Необходимо подчеркнуть, что мы даем рекомендации только на планируемые закупки госорганов, не вмешиваясь в процедуры уже объявленных госзакупок».

Также в рамках карты рисков Антикоррупционной службой проводится мониторинг хода строительства и реконструкции 156 проблемных социальных объектов. В их числе – 15 объектов Акмолинской области, взятые нами под особый контроль. Хочу отметить, главная цель этого мониторинга – предотвратить хищение и нецелевое использование бюджетных средств. То есть мы, отслеживая сейчас эти объекты, в рамках превентивных мер информируем руководство области и заинтересованных органов о нарушениях для своевременного их устранения».

Превентивная работа важна и нужна. Но: «Индикатор коррупционных рисков – показатель наличия факторов, которые могут способствовать возникновению коррупционных рисков». Информацию о таковых на брифинге мы не получили.

Читайте также