Воспитание трудолюбивого, честного, сознательного, созидательного гражданина – основа работы каждой организации образования. Коллектив Арнасайской школы Аршалынского района достигает этой цели, вовлекая учеников в экологический проект по повышению плодородия земли.
В 2015 году учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе Замзагуль Абдина заинтересовалась поиском альтернативы вывоза отходов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных. Так появилась идея о запуске в эти отходы калифорнийского червя для улучшения плодородия земли. Через некоторое время на школьном огороде появился «червячный питомник».
Уже несколько лет воспитанники Замзагуль Жакудаевны работают над проектом «Вермикультура для плодородия казахстанской земли». По словам педагога, исследовательская работа в этом направлении учит детей азам эколого-экономического образования, формирует у них трудолюбие, экологическую культуру и социальные навыки.
Проект реализуют ученики 5-8 классов. Полученный биогумус ребята используют для подкормки комнатных растений, весенней рассады овощных и цветочных культур. Исследования подтверждают теорию: внесение биогумуса приводит к повышению урожая овощей и в теплицах, и на грядках пришкольного участка.
– Ребята в течение года заботятся о калифорнийском черве: для подкормки закладывают в бункер с ними ботву моркови, свеклы, отходы переработанных огурцов и помидоров, очистки картофеля, – рассказывает Замзагуль Жакудаевна.
В результате реализации проекта каждый год на школьной «продуктовой площадке» без каких-либо химических удобрений выращивается около 500-700 кг помидоров, 1 000-1 200 кг капусты, 600-1 000 кг огурцов, 300-500 кг моркови, свеклы, лука и кабачков.
– Калифорнийские черви очень прожорливые. С наступлением теплых дней мы с одноклассниками начинаем подкармливать их пищевыми отходами. Переработанную и просеянную массу биогумуса отправляем на грядки и клумбы, – делится ученик 8 класса Еркін Қалқаман.
Весной ребята высаживают в школьный цветник около тысячи бархатцев, цинний, петуний, портулака, астр и однолетних георгин. В кабинетах и рекреациях школы на биогумусе хорошо растут комнатные растения.
– Этой осенью мы заготовили девять мешков биогумуса для будущей рассады помидоров, перца, капусты. Ежегодно делаем заготовки овощей для витаминизированного питания в школьной столовой, – с гордостью рассказывает восьмиклассница Валерия Кузнецова.
Исследования арнасайских школьников были не раз отмечены на областных и республиканских конкурсах экологических проектов.
– Надеемся, что наш опыт послужит хорошим примером другим школам и, возможно, сельским хозяйствам, чтобы увеличить плодородие земли на участках. Мои ученики с удовольствием поделятся своими наработками, наблюдениями и опытом, – заверила Замзагуль Абдина.
Камила ИБРАГИМОВА,
по информации пресс-службы управления образования Акмолинской области.