Старейшему русскоязычному литературно-художественному журналу нашей страны «Простор» исполнилось 90 лет. В Алматы состоялся торжественный вечер, посвященный знаменательной дате. В чествовании популярного издания республики приняла участие и наша землячка, член Союза писателей Казахстана Рена Жуманова. Мы побеседовали с Реной Клышевной о юбилее журнала и о том, как развивается современная казахстанская литература.
– Рена Клышевна, что для Вас значит «Простор»?
– Очень много. Журнал ведет свою историю с 1933 года. На его страницах всегда с русскоязычной литературой соседствовала переводная казахская. Как справедливо отметил заместитель председателя правления Союза писателей Казахстана Бауыржан Жакып, «Простор» – это золотой мост между казахской литературой и публикой, читающей на русском языке. В то же время именно на страницах «Простора» были когда-то опубликованы произведения, запрещенные к публикации в московских изданиях. Мандельштам, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Платонов – благодаря этим именам тиражи «Простора» расхватывались и передавались по рукам. Эти легендарные времена связаны с именем Ивана Шухова, одного из главных редакторов «Простора», классика русской литературы Казахстана. После распада СССР журнал продолжил свою жизнь в новых реалиях. Выживал в трудные годы переходного периода. Не переставал издаваться, несмотря ни на что… Мне кажется, сейчас должен начаться новый виток в его истории.
– Сейчас много говорят о том, что печатные СМИ изжили себя, а электронные издания наиболее актуальны и востребованы…
– Конечно, сейчас все мы сидим в интернете. У того же «Простора» есть свой сайт. И вроде бы вовсе необязательно покупать или выписывать бумажную версию, коль есть доступ к электронному варианту. Но представим себе ситуацию блэкаута, талантливо нафантазированную в романе-антиутопии «Ночь» Виктора Мартиновича. Гаснет электричество, перестает светить солнце, люди живут старыми запасами, освещают жилища карманными фонариками, а на смену деньгам приходит «цинк», то есть обычная пальчиковая батарейка. Вот в таком кошмаре на первый план и выходит книга, как единственный источник знаний, бесценное средство утешения и развлечения… Примерно о том же и «Кысь» Татьяны Толстой: о значении бумажной книги, о любви к ней. Книгу можно прижать к сердцу, положить под подушку, вдыхать запах страниц. Можно вложить в нее цветок и найти его спустя годы…. А что такое электронное издание? Это как криптовалюта. Современно, но очень ненадежно и эфемерно. Вроде есть, но как бы и нет ничего.
– Насколько, на Ваш взгляд, актуален журнал «Простор» в сегменте современной казахстанской литературы?
– Если говорить об изданиях именно литературно-художественных и издаваемых на русском языке, то у «Простора» особая функция. Это так называемый классический «толстый» литературный журнал, причем если раньше была еще «Нива», то теперь «Простор» – единственный в своем роде. На другом «полюсе» нашей литературы – онлайн-журнал «Дактиль», созданный, поддерживаемый и курируемый основателями и выпускниками «ОЛША» – открытой литературной школы Алматы. Не хотелось бы сравнений, но это неизбежно. «Простор» многим видится как журнал довольно архаичный, скучноватый, с сильным влиянием советского прошлого и преобладанием авторов старшего поколения. Но это не совсем так. Нужно уметь видеть и положительные черты нашего старейшего «толстяка». Серьезный отбор, редактура, опора на классические традиции – кто скажет, что это плохо или это устарело? Другое дело, что журнал, работающий по госзаказу, – это своего рода зеркало системы. Мне, в частности, хочется видеть сближение поколений строгих «отцов» и более раскрепощенных «детей», чтобы «Простор» стал прогрессивнее. Надеемся, с приходом нового главного редактора, талантливого писателя, опытного бизнесмена и прирожденного дипломата Фархата Тамендарова журнал обретет новое дыхание.
– Как давно и насколько тесно Вы связаны с этим журналом?
– Сотрудничаю с «Простором» с 2015 года. Но очное знакомство с коллективом редакции состоялось лишь весной нынешнего года, когда я в составе делегации акмолинских писателей была командирована на очередной перевыборный курултай Союза писателей. Журнал как печатный орган СП Казахстана всегда стремился работать с регионами, поскольку статус республиканского издания к этому обязывает. Там не может царить засилье исключительно алматинских авторов. Понятно, что журнал должен держать руку на пульсе мирового литпроцесса в целом, стараться публиковать интересные произведения и зарубежных авторов. Но и глубинка (хотя я и не люблю это слово), всегда имеет свое право голоса. Как сказал Николай Дмитриев, «поэты не бывают областными, как небо не бывает областным». Современные же реалии, интернет и соцсети вовсе стирают призрачную грань между понятия- ми «центр» и «провинция», максимально сближая даже самые далекие географические точки. А пандемия хорошо показала, в частности, что есть виды деятельности, которые вполне успешно можно осуществлять дистанционно, онлайн. В общем, год назад мне предложили работу редактора отдела (удаленно), и я решила попробовать.
– В честь юбилея «Простора» Вы удостоились Благодарственного письма Президента РК и нагрудного знака «Алтын барыс». А как Вы думаете, наш Президент Касым-Жомарт Токаев читает «Простор»?
– Конечно. Ведь Касым-Жомарт Кемелевич – сын писателя, он с детства вращался в интеллектуальной среде не только читающих, но и пишущих. Кроме того, в уходящем году отмечался столетний юбилей Кемеля Токаева, и «Простор» публиковал его повесть «Таинственный след», а также статью известного литературоведа Светланы Ананьевой об этом писателе как основоположнике казахского детектива.
– Расскажите, что стало Вашим личным вкладом в деятельность журнала?
– Наверное, это поощрение по совокупности заслуг. Наша функция заключается не только и не столько в отборе и редактировании материалов. Нужно контактировать с авторами, привлекать новые имена, отрабатывать госзаказ. Последний пункт, пожалуй, особенно важен для издания Союза писателей, несмотря на то, что сейчас это общественное объединение, а не государственная институция, как было очень много лет назад. Редактор должен и сам писать подобные материалы, и приглашать экспертов в разных сферах для освещения таких тем. В этой связи мне, к примеру, интересно и непросто было проводить литературоведческое исследование, глубже открывая для себя творчество таких мастеров пера, как Толен Абдиков и Аким Тарази. Статьи о них в рубрике «Писатель и время» вышли в уходящем году, а с материалом о Тарази я принимала участие и в международной конференции, посвященной его 90-летию. Кстати, кроме редакторов, отмечены и награждены были и наши известные авторы, которые сотрудничают с журналом на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому для меня это и честь, и ответственность…
Беседовала Вероника БУРДА.