Премьер-министр РК Алихан Смаилов провел встречу с председателем правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрамом Пшембаевым.
На встрече обсудили основные направления реализации Комплексного плана развития машиностроения на 2024-2028 годы. Алихан Смаилов отметил важность и значимость принятого документа, положительно оценив темпы роста производства в машиностроении. По его словам, реализация Комплексного плана способствует развитию не только машиностроительной отрасли, но и в целом обрабатывающей промышленности страны.
Комплексный план состоит из 79 мероприятий по 7 направлениям и обеспечит к 2028 году рост:
ВДС (валовая добавленная стоимость) в 4,5 раза;
ИФО (индекс физического объема) в 2,2 раза;
объема экспорта в 3 раза;
объема инвестиций в 1,5 раза.
По словам Мейрама Пшембаева, реализация Комплексного плана придаст значительный импульс развитию отечественного машиностроения, позволит увеличить объемы производства и развивать экс-портные возможности, также способствует привлечению инвестиций и совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров.
«Реализация Комплексного плана является на сегодня нашей приоритетной задачей. Мы приложим все усилия для качественного исполнения поставленных целевых индикаторов и дальнейшей модернизации отечественного машиностроения», – сказал глава Союза машиностроителей Казахстана.
Стоит отметить, что машиностроение – самая высокотехнологичная отрасль, которая охватывает 37 подотраслей и обеспечивает оборудованием практически все сферы экономики. При этом одно рабочее место здесь создает до 8-10 мест в смежных отраслях. По итогам 2022 года физический объем производства в машиностроении вырос на 11%, тогда как за 10 месяцев 2023 года – на 27%. С января по октябрь 2023 года произведено продукции на сумму 3,3 трлн тенге.
Напомним, что Глава государства одной из главных задач в Послании от 1 сентября 2023 года обозначил ускоренное развитие обрабатывающего сектора, где машиностроение является драйвером роста промышленности. Дальнейшая модернизация отрасли придаст новый импульс диверсификации и индустриализации экономики страны.
Казахстан модернизирует 45 автомобильных пунктов пропуска
Всего по периметру госграницы функционируют 52 КПП, работы по модернизации проводятся синхронизировано с соседними странами в рамках дорожных карт. Об этом на заседании Правительства сообщил вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев.
Обеспечение эффективной работы пунктов пропуска – приоритетное направление в развитии транзитного потенциала страны. Для увеличения пропускной способности КПП в Минтранспорта разработали ряд мер. В частности, предлагают перевести на круглосуточный режим работы пункты пропуска, где наблюдается большая интенсивность. Контрольные и таможенные процедуры проводить на территории страны, оставив в самом пункте лишь минимальные операции. Также среди предложений – создание единой базы данных с контролирующими органами сопредельных государств для однократного представления документов перевозчиками. По словам вице-министра, все это позволит создать условия для 4-кратного увеличения пропускной способности КПП и сокращения времени досмотра до 20 минут.
«В целом автомобильные перевозки в Казахстане являются одной из ключевых отраслей экономики. В международных перевозках на дальние расстояния сейчас участвуют 370 казахстанских перевозчиков, общий их парк представляет собой 7,6 тыс. единиц автотранспортных средств. В рамках межправительственных соглашений перевозки производятся с 42 странами, где предусмотрена разрешительная система. Ежегодно обмениваемся порядка 170 тыс. бланков разрешений», – отметил С. Аблалиев.
В Казахстане за 9 месяцев текущего года объем грузовых перевозок составил 5,5 млн тонн, что на 22% больше показателя прошлого года. При этом доля отечественных операторов составляет 42%. Положительная динамика отмечается и в сфере транзитных перевозок, где общий объем вырос на 44%. Основная доля транзита приходится на КНР: по данному направлению транзит уже вырос вдвое.
Способствует этим планам и введение в текущем году безвизового режима с КНР. Подписано новое соглашение о транзитном проезде по территориям двух стран. Кроме того, Китай стал участником европейской системы упрощенного перехода границ. Увеличение китайского транзита в 3 раза может обеспечить поступления в казахстанскую экономику в размере порядка 263 млрд тенге ежегодно.
Для переориентации перевозок с морских на автомобильные и увеличения доли участия отечественных операторов планируется создание бондовых складов, увеличение пропускной способности КПП и отечественного автопарка, а также внедрение эффективной системы распределения бланков разрешений.
Преимущество таких площадок заключается в том, что импортные товары здесь можно хранить неограниченное время, без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов для их пересортировки. В ведомстве считают, что размещать их нужно в крупных городах, с учетом интересов международных маркетплейсов (Ozon и Wildberries). В данный момент необходима четкая регламентация деятельности бондовых складов на законодательном уровне. Эту работу в Минтранспорта намерены проводить совместно с причастными госорганами.
В вопросе конкурентоспособности отечественных перевозчиков ключевую роль играет и наличие достаточного автопарка. Казахстан в ближайшие годы намерен увеличить количество имеющейся техники для автоперевозок до двух раз. Для этого намерены привлекать в страну представительства крупные операторов, работающих на международном рынке. Также планируется создание льготных условий для приобретения автотранспорта, рассчитанного на международные перевозки. Помимо этого будут развивать отечественное производство седельных тягачей.
Транзит грузов из Китая в Европу вырастет в 5 раз
Вопросы развития грузовых автоперевозок и транзита рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-министра РК Алихана Смаилова.
Как доложил вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, по итогам 9 месяцев текущего года объем грузовых автоперевозок в республике составил 5,5 млн тонн, что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля отечественных операторов при этом составляет 42%.
Положительная динамика наблюдается и в транзитных перевозках. По сравнению с прошлым годом отмечается рост на уровне 44% – с 2,5 до 3,6 млн тонн. Основной объем приходится на КНР – грузоперевозки по данному направлению увеличились в 2 раза до 1,5 млн тонн. Вместе с тем имеется большой потенциал для дальнейшего наращивания объемов транзитных грузов из Китая в Европу. При сохранении текущей динамики уровень транзита по территории РК к 2029 году увеличится в 5 раз, что положительно повлияет на развитие экономики страны.
Для переориентации грузов, доставляемых морским транспортом, на автомобильные коридоры и увеличения в перевозках доли отечественных операторов будут приняты меры по созданию бондовых складов, повышению мощности пунктов пропуска, расширению внутреннего автопарка, а также внедрению эффективной системы распределения разрешительных документов.
О мерах по расширению транспортного Хоргосского узла сообщил аким области Жетісу Бейбит Исабаев, об ускорении процедур выделения участков для объектов придорожного сервиса на объездной дороге города Балхаш – аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев. О приведении придорожных объектов сервиса в соответствие с национальным стандартом также проинформировал аким Кызылординской области Нурлыбек Налибаев.
Алихан Смаилов подчеркнул, что развитые автомобильные грузовые перевозки напрямую влияют на все секторы экономики. Сегодня по территории Казахстана проходят 8 международных автокоридоров общей протяженностью около 13 тыс. км. Среди них Западная Европа – Западный Китай, Север – Юг, ТРАСЕКА и другие.
«Для увеличения грузопотоков по этим маршрутам и обеспечения быстрого прохождения грузов надо максимально сократить имеющиеся барьеры. К ним можно отнести долгие процедуры оформления документов и пересечения границ, неразвитую инфраструктуру, плохую организацию перевозок и многое другое. Именно на это сейчас жалуются участники грузоперевозочного процесса», – указал Премьер-министр.
По его словам, нарекания также вызывают долгий досмотр грузов и проверка документов. При этом данные вопросы можно было решить за счет внедрения цифровых решений и интеграции информационных систем.
Более того, требуется развитие бондовых складов, которые являются важнейшим инфраструктурным звеном распределения грузов.
Решены вопросы по 12,7 млн га проблемных земель
На очередном заседании комиссии по возврату неиспользуемых и выданных с нарушением земель под председательством заместителя Премьер-министра Серика Жумангарина подведены предварительные итоги работы.
Так, приняты конкретные решения по 12,7 млн га проблемных земель: с начала 2022 года государству возвращено 9,5 млн га, землепользователи приступили к освоению 3,2 млн га.
Территориальные подразделения Комитета управления земельными ресурсами МСХ провели 1 174 внеплановые проверки в отношении землепользователей (общая площадь 2,1 млн га).
В результате:
внесено 852 предписания об устранении нарушений земельного законодательства (1,45 млн га);
находятся на рассмотрении судебных органов 209 материалов (553,3 тыс. га).
Кроме того, с начала 2022 года выявлено 566 незаконных решений акиматов о предоставлении 836,5 тыс. га земель сельхозназначения. Из них 153 решения отменены, по оставшимся 413 проводится работа по отмене.
На заседании комиссии были заслушаны регионы, где объем возврата земель значительно ниже, чем планировался. Поручено усилить работу в данном направлении.
«Глава государства поставил задачу: до конца 2023 года принять конкретные решения по выданным с нарушениями или неиспользуемым землям общей площадью 10 млн гектаров. Поручение Президента выполняется, уже возвращено государству 9,5 млн га. Кроме того, дополнительно заставили владельцев ввести в оборот 3,2 млн га – итого 12,7 млн га сейчас в работе. Результат обеспечен за счет передовых регионов, однако есть области, где идет отставание от поставленных показателей от 30% до 50%. Работу надо продолжить и в следующем году, но акценты сместим на освоение земель. Для этого будут выработаны необходимые критерии», – подвел итоги заседания Серик Жумангарин.
По материалам сайта primeminister.kz.