В областном центре профилактики ВИЧ работает большая мультидисциплинарная команда. Ее задача – остановить распространение вируса среди ключевых групп населения, наиболее подверженных инфицированию. Большую роль здесь играют аутрич-работники – сотрудники, на которых приходится львиная доля работы «в поле»…
– Аутрич-работники – это важное звено деятельности центра, – рассказывает заведующая отделом профилактической работы Асель Балтабаева. – Это люди, которые помогают нам вести профилактическую работу со всеми группами населения с повышенным риском контакта с источником ВИЧ. Не секрет, что больше всего подвергаются риску инфицирования женщины, оказывающие секс-услуги, мужчины, предпочитающие отношения с мужчинами, а также люди, употребляющие инъекционные наркотики.
Самый главный аспект профилактики в группах риска – это вопрос доверия. Аутрич-работник должен не только владеть информацией, но и вовремя предложить помощь – аккуратно и ненавязчиво. Главная его задача – остановить цепочку инфицирования ВИЧ, помочь сохранить здоровье другим, насколько это возможно…
О стигме и любви
– Сложнее всего найти аутрич-работника, который будет работать с мужчинами, предпочитающими отношения с мужчинами. Это очень закрытая категория. Но проблема даже не в этом. Часто ребята, которые начинали работать, через некоторое время уезжали в крупные города, где у них больше шансов устроить личную жизнь и построить карьеру, – отмечает Асель Булатовна.
Александр работает в центре профилактики ВИЧ с этой категорией населения уже второй год.
– К предложению стать аутрич-работником я сначала отнесся крайне скептически, – вспоминает Саша. – У нас небольшой город, где многим просто нет дела до твоей личной жизни. Однажды мы проводили эксперимент: прошлись по центральному парку с другом, держась за руки. Никто не показывал на нас пальцем, не оскорблял и не плевал вслед, максимум – были косые взгляды. Но мы прекрасно понимаем, что принять такие отношения общество еще не готово. Поэтому люди нетрадиционной ориентации чаще всего тщательно скрывают свою личную жизнь. Особенно после того, как в прессе появляются новости, как кого-то избили, изуродовали или лишили жизни. Просто потому, что представления человека о любви не укладываются в чью-то картину мира…
Работая в центре профилактики ВИЧ, Александр берет слюновые тесты, раздает расходные материалы для безопасного секса, проводит информационную работу. По мнению Саши, несмотря на то, что о ВИЧ и СПИДе рассказывают еще на уроках биологии в школах, общая информированность населения недостаточна.
– Мы не знаем, кто из наших друзей может быть носителем ВИЧ. Но в любом случае нужно оградить себя от возможного инфицирования. Самый простой шаг, который может сделать каждый из нас, – это сдать анализ в центре профилактики ВИЧ. Знать свой ВИЧ-статус так же необходимо, как группу крови, – убежден аутрич.
Самое сложное для ребят ключевой группы – прийти в дружественный кабинет. Представители ЛГБТ-комьюнити боятся, что врачи будут задавать вопросы, кто-то что-то узнает… Но на слюновой тест чаще всего соглашаются. И если вдруг тест оказывается положительным, принять направление в дружественный кабинет от Саши намного проще, чем от незнакомого человека.
В центре врач сделает анализ крови, после чего человек будет точно знать свой ВИЧ-статус. И уже в следующий раз не будет сомневаться, стоит ли обращаться к врачам.
– В Казахстане есть Союз людей, живущих с ВИЧ. Есть люди, живущие с открытым ВИЧ-статусом. Это их выбор, и он вызывает уважение. Однако общество все еще стигматизировано, несмотря на мощную информационную кампанию, которую проводит не только центр профилактики ВИЧ, но и неправительственные организации, активисты. Люди не до конца понимают, как живут наши сограждане с положительным ВИЧ-статусом, что делать, если кто-то из родственников или друзей оказывается носителем вируса. А на самом деле им просто нужны наши внимание и поддержка, – уверен Александр.
Жизнь на кончике иглы
Ибрагим работает в центре профилактики ВИЧ с 2018 года. После операции врачи порекомендовали мужчине легкий труд. Как раз в это время к нему обратились специалисты центра с предложением стать аутрич-работником для группы лиц, употребляющих инъекционные наркотики. После некоторых раздумий Ибрагим согласился. И даже не предполагал, что задержится надолго.
– Ну, как легкий труд… Только в плане физической работы, – вспоминает он. – На самом деле это очень сложно морально. Одни приходят, другие уходят… Как правило, на тот свет. Больше всего людей губят синтетические наркотики. Не знаю ни одного человека, который смог бы «спрыгнуть» с синтетики. Когда начинал работать, было много «маковых». Сейчас многих нет, их выкосила «соль»…
«Если я за что-то берусь, я это делаю», – говорит Ибрагим. И специалисты центра быстро убедились, что это не просто слова: однажды он привел в дружественный кабинет сразу 28 человек. Из них 25 оказались с ВИЧ…
– Меня знают девяносто процентов наркоманов города, это точно. Это такая работа… Кого-то знаешь лично, помогаешь, переживаешь за человека. Бывает, и обжигаешься. Был у меня приятель, дружили с детства. Доверял настолько, что дал ему ключи от квартиры. Через несколько дней ее «обнесли». Нашли воров быстро. Вернули часть – то, что продать не успели… – рассказывает Ибрагим.
Когда лечебный отдел не может кого-то найти, обращаются к Ибрагиму. «И я нахожу, хотя это и не мое дело – за ними бегать», – говорит он. И тем не менее аутрич помнит, что ожидать от них можно всего: наркоманы не спят, у них нет чувства голода. Очень опасны агрессивные, от них можно ожидать всего, до удара ножом в бок.
Среди подопечных Ибрагима в основном мужчины из самых разных слоев общества. Есть и бездомные, а есть вполне респектабельные граждане. Они живут в своих квартирах, ходят на работу, воспитывают детей… Такие и наркоманами себя не считают, просто «соль» помогает расслабиться, дарит новые ощущения… И человек не замечает, как его жизнь летит под откос.
Ибрагим считает, что на проблему наркомании общество закрывает глаза. Почти все они – больные люди. Все их мысли крутятся вокруг одного: как всеми правдами и неправдами добыть денег, чтобы получить дозу, а значит, удовольствие. У них практически нет шансов на возврат к обычной жизни. Даже если получается побороть зависимость, они часто переходят на водку и умирают под забором.
– Есть ребята, которые годами живут в ремиссии – перестают употреблять наркотики. Их жизнь складывается по-другому. Но их ничтожное количество, – разводит руками Ибрагим. – Если бы можно было пройти лечение анонимно, это помогло бы изменить ситуацию. Но, увы, чтобы лечь в диспансер, нужно сдать анализы, встать на учет… К этому никто не готов. В сети наркозависимости попадают при разных обстоятельствах. Многие из вполне благополучных семей, у которых была семья, работа. Знаю людей, которые сели на иглу после тридцати. А кто-то подсаживается в подростковом возрасте. Знаю одну, она с 14 лет колется. Сейчас ей 46… Она сто процентов уже не бросит.
У Ибрагима и других аутрич-работников центра можно обменять использованный шприц на новый, узнать о рисках инфицирования ВИЧ и по-следствиях применения наркотиков. И самый главный его совет – при малейшем подозрении нужно сдать кровь, чтобы точно знать свой ВИЧ-статус.
– При работе с этой ключевой группой главное – не бояться, – подводит аутрич итог беседы. – Люди – как пальцы на руке: рука одна, а пальцы все разные. Им нужно, чтобы к ним относились по-человечески, общались, помогали безвозмездно. Тогда и они пойдут навстречу. Я ежемесячно раздаю около 500 шприцев. Никто не знает, как они живут… Мало кто понимает, что «улица» – это мы…
О тех, кто «в поле»
Главные принципы деятельности аутрич-работников центра профилактики ВИЧ – толерантность, анонимность, понимание потребностей целевой группы и быстрое реагирование. Они не только бесплатно раздают своим клиентам средства гигиены, индивидуальной защиты и шприцы. Аутрич-работники проводят огромную информационную работу, рассказывают, как предупредить ВИЧ-инфекцию, ИППП, разъясняют вред потребления наркотиков, случайных половых связей, раздают информационно-образовательные буклеты.
– Аутрич-работники вместе с медсестрами выезжают в точки скопления лиц ключевых групп. Для этого у нас есть мобильный пункт. Они помогают своим клиентам найти общий язык с медперсоналом, получить консультации или пройти экспресс-тест там, где удобно, – рассказывает Асель Балтабаева.
Помимо работы «в поле», у аутрич-работников есть скучная, но необходимая бумажная работа – отчеты, где за каждой цифрой стоит чья-то жизнь. Жизнь, которую удалось сохранить…