Приемные. Осознанные. Счастливые

О профессиональных приемных семьях говорили на областном форуме приемных родителей, организованном общественным фондом «Demeu-Senim» и республиканским общественным объединением «Сенімен Болашақ».

Для приемных родителей, социальных педагогов, соцработников, психологов встреча на нескольких диалоговых площадках стала отличной возможностью услышать экспертное мнение, узнать, что такое сознательное родительство.

О чем говорит закон

– Изучив международный опыт, мы узнали, что во многих государствах нет детских домов, только приемные семьи. Они должны стать   альтернативой детским домам: дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, будут воспитываться в семьях, – рассказала «АП» руководитель клуба приемных родителей общественного фонда «Demeu-Senim», депутат областного маслихата Куралай Джумабекова. – Считаю проект успешным: высококвалифицированные специалисты из общественного фонда «Ана үйі» шесть лет ведут эту работу и готовы помочь. А члены клуба приемных родителей готовы помогать воспитанникам детских домов адаптироваться в семье, обществе.

– Много споров ведется вокруг нового закона о семейном и бытовом насилии, что Вы думаете об этом?

– Противоречий много, мы выступаем за то, чтобы его еще раз пересмотреть, – считает руководитель клуба приемных родителей. – Ожидаем от государства утверждения бюджета. 10 МРП – 34 000 тенге, которые сегодня выделяются на одного ребенка, это очень мало. Надо смотреть, в каком регионе будет воспитываться ребенок, в селе или в городе. Надо решить вопрос с зарплатой приемных родителей, которые трудятся 24/7, без каких-либо отпускных и оздоровительных, ведь они должны заботиться и о своем здоровье. Как приемная мама 11 детей считаю, что дети должны расти в семье, потому что общество пока не готово дать им постинтернатное сопровождение. Зачастую после окончания колледжей дети не могут трудоустроиться. В качестве примера могу привести Дом юношества «Жастар», где живут 26 детей-сирот, они до сих пор не определились в жизни. Многие из них имеют проблемы со здоровьем, нередко попадают в тяжелые жизненные ситуации. К сожалению, по статистике 50% юношей – выпускников детских домов – оказываются в местах лишения свободы. Двухлетний опыт работы с приемными семьями показал, что дети, получившие в приемной семье любовь и заботу, и после 18 лет получают в ней поддержку. Поэтому необходима законодательная норма, согласно которой ребенка-сироту приемные родители могут сопровождать до 23 лет. И, конечно, получать средства на его дальнейшее содержание, обучение и   реализацию жизненных планов. Мы надеемся, что эти проблемы решатся положительно…

Осознанное родительство

– Наша миссия – формирование осознанного родительства, пропагандируем в обществе культуру семейных ценностей и человеческих отношений. У нас нет учебных заведений, где обучают быть родителями. И приемные – это образец для подражания для всех: имея собственных детей, они дарят свою любовь, внимание и заботу чужим, воспитывают в них бесценные качества – порядочность, человечность, справедливость, доброту, – рассказала «АП» руководитель облфилиала республиканского общественного объединения «Сенімен Болашак» Айгуль Нурмаганбетова. – Стараемся привлечь к нашей работе всех родителей: ведь в суете будней мы порой забываем о собственных детях и внуках, делаем акцент на материальных ценностях, которые детям не так важны. Мы, родители, должны задумываться: мы воспитываем сына или гражданина нашего общества? Он станет только успешным специалистом или счастливым мужем, отцом семейства? Кроме того, что я профессионал, я    должна быть хорошей матерью, свекровью, бабушкой…

Семейные истории

На форуме несколько приемных родителей откровенно рассказали о том, как решились взять в семью детей. Все герои нашей публикации рассказывают о своих ребятах с большой душевной теплотой…

– Воспитываем ребенка с инвалидностью. Долго пытались завести второго малыша, не получилось… Очень любим детей, решили удочерить девочку. Обучились в школе приемных родителей, пятый год воспитываем девочку из северо-казахстанского детского дома, – поделились супруги Руслан и Динара Иповы из села Красный Яр.

– Бывает обидно, когда в соцсетях читаем комментарии, что детей принимают в семьи из-за денег. Мы планируем взять еще мальчика, хочу передать ему свои знания. А вообще мечтаем построить большой дом и взять на воспитание много детей разных национальностей, для этого 5 лет назад мы купили большой участок земли, держим большое хозяйство, – добавляет Руслан, к слову, сотрудник областного ДЮСШ, мастер на все руки.

Пенсионерка из села Буланды района Биржан сал Анара Сатыбалдинова воспитала четверых родных детей и восьмерых приемных. Четверо приемных детей уже определились в жизни и создали свои семьи. Еще трое – студенты кокшетауских учебных заведений. Самого младшего, Оразика, взяли в семью в два месяца, он учится в 6 классе. «Сейчас нам легко, взрослые дети помогают нам, то необходимые вещи привезут, то подарки. А когда все маленькие были, друг другу помогали, старшие воспитывали младших. Для единственной родной дочери приемные девочки стали сестрами, они очень близки… Моя мама родом из Омской губернии, блокадница, сирота, воспитывалась в детском доме. Она всегда мне говорила: «То, что я не смогла сделать, ты сможешь!»

– У меня три сына, я мечтала о дочке. В 2015 году мы взяли троих детей из одной семьи из Аккольского детского дома. С благодарностью вспоминаю руководителя детдома Анну Васильевну, женщину с большой душой, профессионала своего дела, которая помогла нам. Сначала мы взяли ребят погостить. За неделю с ними чуть с ума не сошли, они сломали все, что можно было, – теперь уже улыбается организатор культмассовой работы клуба села Баратай Зерендинского района Гульнара Ибраева. – Когда подошел срок возвращаться обратно в детский дом, дети еще дома стали рыдать. «Пожалуйста, не отвозите нас обратно, мы больше не будем баловаться, будем слушаться!» – плакали они в машине. И стали запоминать в дороге все знаки, чтобы потом найти нашу машину, в случае, если за ними не приедем. Возвращаясь назад, за 5 часов мы с мужем не сказали друг другу ни одного слова… Дома наши дети заметили, что мы уже два дня не общаемся. На семейном совете они предложили: «Мама, заберите ребят, мы вам поможем!»

Было очень нелегко, сто раз мы сомневались в том, правильно ли поступили…  Сколько слез было выплакано и собрано чемоданов… Ушло четыре года, чтобы они поняли, что мы одна семья. Это был нелегкий путь, рассчитывали только на себя. Участвовали во всех конкурсах, чтобы дочь и сыновья могли проявить себя. Благодарна многим сотрудникам отдела внутренней политики, членам совета матерей, которые помогали нам в трудных ситуациях.

Ибраевы дали всем приемным детям казахские имена, ребята сами об этом попросили. Айгерим (Виктории) тогда не было и 10 лет, сейчас она учится в Кокшетауском высшем казахском педагогическом колледже им. Ж. Мусина, она будущий учитель казахского языка, но хочет стать журналистом. Девочка заняла Гран-при на литературных чтениях Жамбыла Жабаева в Алматы. Ерхану (Евгению) было 8 лет, сейчас он учится на втором курсе Многопрофильного колледжа им. Ш. Уалиханова, тоже будет преподавателем казахского языка. Олжасу (Ивану) было шесть, он ученик 8 класса школы села Баратай и уже успел сняться в роли принца в короткометражном фильме.

К слову, после встречи с биологической мамой, дети еще больше привязались к приемной…

Читайте также