«Режим рационального мышления»: как не остаться без денег в черную пятницу

В канун праздников усиливаются маркетинговые кампании с заманчивыми предложениями и очень выгодными скидками и акциями. Именно такие «горячие предложения» приводят граждан к импульсивным покупкам: даже люди с высоким уровнем образованности и осознанности могут подвергаться перманентному ажиотажу вокруг необходимости купить «здесь и сейчас». Однако в такой ажиотаж включаются и мошенники, которые будут применять всевозможные уловки для обмана граждан.

Как не столкнуться с мошенниками и избежать нежелательных трат, особенно в черную пятницу, проекту Fingramota.kz рассказал Евгений Питолин, независимый эксперт в области кибербезопасности, ИТ и коммуникаций.

«Черная пятница» стала символом масштабных распродаж и гиперактивного потребительского ажиотажа. В этот период активизируются и мошенники, отрабатывая  свои схемы на неопытных или слишком расторопных покупателях.

Один в один: фишинговая атака

В сезон массовых распродаж среди распространенных видов мошенничества лидируют фейковые веб-сайты. Покупатели, стремящиеся к выгодной сделке, могут случайно попасть на сайт мошенников, потеряв свои финансы или личную информацию. Одна из разновидностей финансового мошенничества, когда злоумышленники создают копию, к примеру, популярного интернет-магазина, маркетплейса либо социальной сети с целью получения реквизитов платежных карт, персональных данных, SMS-кода. Сайты-клоны обычно выглядят похожими на настоящие, и с первого раза распознать фейковую страницу может лишь тот, кто уже наткнулся на похожую неприятную ситуацию. Интернет-аферисты могут опустошить ваш счет за считанные секунды, особенно если вы попадете на фишинговый сайт.

Мошенники проявляют активность и в социальных сетях, создавая посредством Facebook, Instagram, Telegram мошеннические страницы и завлекая граждан в активную переписку с горячими предложениями  купить сегодня и сейчас по баснословной скидке определенный товар. Как только вы введете свои данные, мошенники завладеют вашими персональными данными.

Не переходите по подозрительным ссылкам и всегда проверяйте информацию о продавце.

Телефон по цене шоколадки: психологическое воздействие

«Внимание, скидки!»: даже если в этом магазине вам ничего не нужно, вы все равно зайдете просто посмотреть. Так уж устроено человеческое любопытство. И мошенники об этом прекрасно знают. Они используют известные бренды, чтобы создать иллюзию выгодных предложений. Если вы обнаружили товар или услугу по «подозрительно» низкой цене, а продавец настоятельно требует полную предоплату, убеждая, что данная акция только на один день, то с вероятностью 100% вы имеете дело с мошенником. Аферисты специально публикуют объявления с дорогим товаром/услугой и устанавливают якобы хорошую скидку. Их единственная задача – посредством психологических манипуляций заманить больше граждан. В итоге «покупатель» остается без товара и денег. В таких ситуациях всегда нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Прежде чем отправить деньги за товар настоятельно советуем изучить сайт, потребовать документы магазина, счет на оплату. Если на сайте продавца в качестве контакта указан всего лишь e-mail адрес – это тоже должно вас насторожить. Прочитайте отзывы, изучите внешний вид сайта, разделы.

Рыбалка без наживки: спуфинговая атака

Мошенники никогда не обходятся без использования широко известной фишинговой атаки. Они будут «спамить» и рассылать фишинговые электронные письма, притворяясь банками или известными производителями или популярными магазинами. Лишь бы выманить у граждан как можно больше денег. Мошенники звонят или отправляют SMS-сообщения, используя номер телефона другого человека. Они могут выдавать себя за сотрудников реальной компании, чтобы вызвать доверие граждан. Самое главное для злоумышленников – используя психологические методы, убедить сделать реальную покупку товара или услуги по выгодной цене.

К примеру, мошенники сообщают будущей жертве об однодневной акции в «черную пятницу» и просят продиктовать личные данные или секретный код из SMS-сообщения. С помощью этой информации злоумышленники переводят деньги со счета и могут оформить на клиента онлайн-заем на крупную сумму.

Главное правило – никогда и никому не сообщать персональные данные, какую-либо идентификационную информацию от ваших мобильных, финансовых и иных сервисов.

Пять советов, как обезопасить себя и своих родных

  1. Не торопитесь. Прежде чем делать покупку, удостоверьтесь в надежности веб-сайта. Используйте известные платформы или проверенные онлайн-магазины. Подозрительные домены и необычные URL-адреса могут быть признаком мошенничества.
  2. Отзывы и рейтинги – это не всегда плохо. Читайте отзывы других покупателей о магазине или продукте. Это поможет вам сформировать более четкое представление о репутации компании.
  3. Слишком выгодно, слишком дешево и все «слишком». Остерегайтесь подобных предложений. Хорошая вещь не может стоить дешево, даже в разгар распродажи. Мошенники часто используют соблазнительные скидки, чтобы привлечь внимание жертв.
  4. Будьте внимательны к письмам от незнакомцев. Фишинговые электронные письма якобы от банков или крупных розничных сетей могут быть ловушкой. Никогда не предоставляйте личную или финансовую информацию через электронные письма или ненадежные веб-ссылки.
  5. Главное – безопасность оплаты. Используйте виртуальную карту, не оплачивайте покупки через свободный WI-FI, по возможности включайте VPN.

Пополняйте информационный запас подобных схем, чтобы быть в курсе мошеннических уловок. Только так вы сможете максимально выгодно совершить покупки в «черную пятницу». Обязательно предупредите родных и близких о возможных рисках. И помните: минимизировать риски можно, главное – знать, как.

fingramota.kz.

Читайте также