Как найти работу?

Ранняя профилизация учащихся организована в специальных школах Акмолинской области. Об особенностях профориентации для обучающихся с нарушением интеллектуального развития рассказала директор специальной школы-интерната № 1 г. Кокшетау Ольга Бурдинская.

По словам директора школы-интерната, подбор адекватных для обучения профессий – процесс сложный, многоступенчатый, он должен проходить в несколько этапов, захватывая не только период окончания школы, но и более ранний возраст. Важнейшим направлением социализации является подготовка подростков к сознательному выбору профессии.

Для того чтобы профессиональное самоопределение школьников с нарушениями интеллектуального развития было успешным, важно воспитывать в детях активное отношение к себе, своим возможностям. Ребенок должен осознавать важность и необходимость самоопределения, чтобы выбрать будущую профессию, основываясь на своих желаниях и возможностях. В связи с этим задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания и обучения в специальных школах. Ее решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Ольга Владимировна рассказала, что профориентационная работа в специальной школе начинается в младших классах. Традиционными стали для учеников начальной школы проведение игр, праздников, встреч с родителями, которые помогают познакомить детей с различными профессиями. Например, классные мероприятия «Профессии наших родителей», конкурсы рисунков «Все работы хороши» и др. Для учеников четвертых классов ежегодно проводится интерактивная игра «Выбери профессию».

– В среднем звене профориентационная работа продолжается. Этому способствуют как уроки труда, так и организация вторичной занятости школьников. Ведущей формой профилизации в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В нашей школе дети обучаются швейному и столярному делу, обслуживающему и сельскохозяйственному труду, знакомятся с пчеловодством, ремеслами. Работа же в старших классах направлена на формирование качеств личности, конкретизацию нравственно-психологической и практической готовности к труду, – подчеркнула О. Бурдинская.

Вопрос выбора профессий перед детьми с нарушением интеллектуального развития стоит особенно остро, так как им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются высокие требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

– Кроме уроков трудового обучения в программу различных учебных предметов включаются предметно-практические задания, содержание которых связано с имеющимися в школе профилями трудового обучения. Такие задания проводятся на этапе закрепления изученной темы на   уроках математики, русского языка, социально-бытовой ориентировки, естествознания, географии, – отметила Ольга Владимировна.

В старших классах обучающиеся знакомятся с деловыми бумагами, требующимися при трудоустройстве, с организациями, которые помогают найти работу. Изучают основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями, учатся находить информацию о вакансиях и т. д. Практическое закрепление изученного производится через внеклассные занятия, общешкольные мероприятия.

К слову, профориентационная работа в школе – это сотрудничество всех: родителей, педагогов, обучающихся, медицинских работников, психологов, социальных педагогов и внешних субъектов. А общим результатом будет безошибочный выбор профессии и успешная адаптация выпускников на рабочих местах.

Камила ИБРАГИМОВА.

Читайте также