Слушать. Понимать. Любить

Самое ценное для каждого человека, безусловно, его жизнь. Почему она иногда теряет значимость? Как в таких случаях не допустить беды?.. Ответы на эти вопросы ищем вместе с психологом общественного фонда «Bilim Foundation» Жулдыз Бекахметовой.

– Жулдыз Жаскайратовна, одно из направлений деятельности фонда «Bilim Foundation» – превенция суицида. Различаются ли причины свести счеты с жизнью у детей и взрослых? Или все несчастные люди ищут одинаковый выход из тупика?

– Взрослый суицид – это, в первую очередь, отчаяние, так же, как и детский. Они различны только в отчетах – возраст, статус… Во всех случаях суициденты считают, что их никто не понимает, они никому не нужны. Часто так выражается крайняя степень отчаяния. Подростки рассказывают, что ни о чем не думали, когда шли на это действие, все происходит как в тумане. Знаете, такой крик о помощи, которую, как они считают, уже не получат, и даже не заслуживают. Конечно, это неверно.

По данным фонда, в Акмолинской области в 2020 году подростками было совершено 20 попыток суицида, в 2021 году число попыток возросло до 29. Почти половина из них приходится на областной центр, подавляющее большинство совершено в возрасте 15-17 лет.

Ведущие причины – конфликтные взаимоотношения, непонимание в семье, эмоциональные проблемы, проблемы с противоположным полом. Хочется отметить, что в каждом случае отсутствуют доверительные отношения между родителями и детьми.

Дети, готовые расстаться с жизнью, не всегда делают это осознанно. Со слов одной девочки, суицидальных мыслей и действий у нее не было. Однако во время игры в соцсетях с соседским мальчиком она решила его напугать и повисла на веревке, которая не выдержала и оборвалась. Девочка чудом осталась жива. Такое поведение психологи относят к категории рискованного и тоже берут под контроль.

– Кто еще попадает в группу риска?

– Факторов риска детско-подростковой суицидальности очень много. Влияет все: семейная история суицида, психиатрические расстройства, употребление психоактивных веществ, импульсивно-агрессивное поведение, детские травмы. Желание уйти из жизни может возникнуть при стрессовых событиях или физической болезни, и это не редкость. Среди детей, завершивших суицид, в моей практике была девочка, которая не смогла пережить смерть брата…

Также существуют факторы психосоциального риска: воздействие СМИ и соцсетей на сознание ребенка, гонка за острыми ощущениями ради адреналина, импульсивный характер, низкая эмоциональная устойчивость, уровень родительского контроля, проблемы в общении со сверстниками…

Однако ни одна из этих причин не приведет подростка к мысли о суициде, если в семье принято поддерживать и уважать друг друга, родители придерживаются последовательности в воспитании ребенка, прививают ему чувство собственной значимости, уверенность в себе. Если подросток знает, к кому можно обратиться за помощью или советом при возникновении трудностей, то мыслей о суициде можно избежать.

– То есть большое значение имеет семейное воспитание?

– И не только. Сюда же относятся и правильная диета, и режим сна, и физические упражнения, и окружение без табакокурения и наркозависимости… Снижает риск даже возможность поговорить о своем состоянии. Предположение, что прямой разговор о суициде может подтолкнуть человека к непоправимому поступку, является мифом. Многочисленные исследования однозначно указывают на то, что обсуждение суицида снижает тревогу и беспокойство, открывает общение и уменьшает риск импульсивного действия. В рамках исследований многие подростки, испытывающие суицидальные мысли, утверждали: после открытого обсуждения их состояния им становилось легче.

Однако вести такие разговоры следует очень аккуратно: некорректно заданный вопрос может навредить подростку, он закроется, разочаруется еще больше, и доверительной беседы не получится. Если ученик уходит от вопроса, нужно проявить настойчивость, но очень мягко, нельзя давить. Любая директива может привести к тому, что подросток закроется, формально сказав: «Все в порядке». Позвольте несовершеннолетнему свободно говорить, слушайте его, не осуждая и не критикуя, так как критика также может привести к дистанцированию. Соблюдайте спокойствие во время разговора, не показывайте свою растерянность, так как ваши беспокойство и тревога могут усилить и усугубить тревогу и переживания собеседника.

– Как понять, что близкий человек задумал непоправимое?

– Так как попытка суицида – это крик о помощи, в первую очередь человек подает эмоциональные сигналы. Появляется плаксивость, тревожность, нарушения сна, депрессивное состояние, безразличие к своей судьбе, снижается способность к концентрации внимания. Меняется и поведение: человек замыкается в себе, появляются проблемы с дисциплиной, возможен уход из дома. Теперь он предпочитает говорить и читать о смерти и самоубийствах, перестает соблюдать правила личной гигиены и ухаживать за внешностью… Возможна и другая крайность: человек приводит в порядок дела, раздаривает личные вещи, пишет письма родственникам и друзьям. Здесь все сугубо индивидуально.

Также нужно вовремя обратить внимание на косвенные словесные подсказки – высказывания, которые буквально не указывают на желание уйти из жизни, но в которых подобное желание прослеживается: «Я устал от жизни, я просто не могу так больше», «моей семье будет лучше без меня», «кому какая разница, если я умру», «совсем скоро вам не придется беспокоиться обо мне», «я больше не хочу существовать», «я просто хочу уйти». На этой стадии еще можно помочь – разрушить систему негативных убеждений и намерений относительно самого себя и своего будущего, показать, что существуют другие, приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

К примеру, одноклассницы одной из суицидентов рассказали о том, что девочка продолжительное время интересовалась темой суицида и его последствий с религиозной стороны, на что подруги, у которых и в мыслях не было, что такое может произойти, переводили данный разговор в шутку, говорили: «Ты это не сделаешь, зачем интересоваться этой темой».

В другом случае одноклассники чувствовали вину, так как вовремя не обратили внимания на рисунки: девочка в последние 2-3 недели стала рисовать страшные картины – тело без головы, одну голову, глаза, вызывающие ужас у одноклассников… Но они посчитали, что это стиль такой. Больше всех винила себя подруга, которая делилась с девочкой своими переживаниями, и не подумала узнать, как на самом деле она чувствует себя, даже не подозревала, что у нее могут быть проблемы. Вспоминают одноклассники о ней как о жизнерадостной, улыбчивой, открытой девочке, которая могла к каждому найти подход…

– Наверняка в таких случаях друзьям и одноклассникам нужна психологическая помощь…

– По статистике, за 2020 и 2021 годы не удалось спасти 15 детей…

В ходе поственции – работы с близким окружением ребенка, завершившего суицид, – были проведены групповые психотерапевтические сессии с учащимися и учителями. Их нужно освободить от непонимания, чувства беспомощности перед фактом самоубийства. Занятия дали им возможность поделиться своими личными эмоциональными переживаниями в формате открытого диалога.

– Сейчас во многих проблемах принято обвинять социальные сети: дети проводят в них много времени и зачастую там формируются взгляды на жизнь, желание следовать модным тенденциям. Насколько соцсети могут повлиять на желание уйти из жизни?

– По моему мнению, соцсети не оказывают огромного влияния, если у подростка все отлично и в целом нет проблем. Но ребенок или даже взрослый человек чувствует одиночество, пустоту, у него есть навязчивые депрессивные мысли, любое движение, любая информация – пост в соцсетях, новостной сюжет, фильм, песня, сказанное слово – могут повлиять на мысли и действия. Когда человеку плохо и он говорит об этом, но окружение его не слышит и не видит, появляется желание решить все проблемы раз и навсегда…

– Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка никогда не возникло желания свести счеты с жизнью?

– Нужно четкое понимание: у ребенка должны быть свои границы, которые не могут нарушить даже родители. Надо помнить: гиперопека, попустительский и авторитарный стиль взаимодействия в семье и в окружении одинаково приносят вред и, как следствие, приводят к эмоциональным проблемам.

Установите теплый контакт, выстраивайте в семье доверительные отношения, говорите с ребенком и слушайте, что он говорит – в этих правилах нет ничего сложного. Но, выполняя их, вы можете уберечь его от беды.

Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА.

Читайте также