У каждого человека свой жизненный календарь, но у всех он сходится в одном. Странички в нем отлетают одинаково: один раз и безвозвратно, унося в историю ту или иную дату. Вот и у нашего земляка, много сделавшего для социально-экономического развития района – директора ТОО «Дорожник», Почетного автодорожника Республики Казахстан, главы крестьянского хозяйства «Балашов» – Владимира Александровича Балашова в судьбе было немало разных знаменательных событий. Первый трудовой день, рождение детей, 70-летие со дня рождения и полвека с тех пор, как впервые Владимир Александрович перешагнул границы нашего, ставшего для него родным, Аршалынского района. На очереди новые, не менее значимые даты: 75-летие и золотая свадьба с любимой супругой Ольгой Ивановной.
– Да, время неумолимо бежит вперед, – говорит Владимир Александрович. – Кажется, совсем недавно я приехал в Аршалынский район, а прошло уже 52 года…
Здесь Владимир Александрович состоялся как руководитель, прекрасный специалист, профессионал своего дела, добрый, заботливый муж, отец, дедушка. За 52 года работы в общей сложности под его непосредственным руководством в нашем районе было проложено более 150 километров автодорог.
За успехи в работе, активную общественную деятельность указом Президента РК в декабре 2017 года Владимир Александрович был награжден медалью «Ерен еңбегі үшін». На его праздничном костюме также медаль «Ветеран труда», знак «Почетный дорожник РК», памятная медаль «им. Минина А.В.», которой он награжден Межправительственным советом дорожников стран СНГ.
А сколько в его зачете благодарностей и грамот от областных и районных руководителей? И не перечесть! И все за добросовестный, честный труд. По-другому он просто не мог.
– Владимир Александрович, каков он – более полувековой груз Ваших трудовых лет?
– Я бы сказал – нелегок, но главное, как говорят, есть чем гордиться и есть что вспомнить.
– А вообще Вы помните день, когда впервые приехали в Аршалынский район?
– Конечно, помню. Мне было 23 года. После службы в армии и завершения учебы в Семипалатинском строительном техникуме, где я получил специальность мастера строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в 1971 году был направлен в Целиноградское областное управление шоссейных дорог. В управлении мне предложили на выбор два района: Шортандинский и Вишневский. Посмотрев по карте и заметив крупное водохранилище, я выбрал Вишневский.
Так, 26 марта 1971 года я высадился прямо у «Белого дома» (ныне здание районного акимата). Было морозно, но уже чувствовалась весна. В наших краях, а вырос я в Талды-Курганской области, в это время уже все цвело, а здесь только таял снег. Деревьев почти не было. Сразу мелькнула мысль: долго я здесь не задержусь. Но теплый сердечный прием в Вишневском районном автодоре – ДЭСУ-443, которым в то время руководил ветеран Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Славы I и II степени Сатыбай Кусельбаевич Кусельбаев, откинули все мои темные мысли в сторону. С первых дней меня назначили дорожным мастером, а уже через месяц – главным инженером ДЭСУ-443. Работы было много. В то время государство начало понемногу вкладывать деньги в строительство межпоселковых дорог. Были дороги местного, районного и областного значения. Мы тянули связующую дорожную нить между населенными пунктами нашего района. Рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером. Но, откровенно скажу, особой усталости не чувствовал. Молодой был. Хотелось сделать больше, не забывая, конечно, о качестве.
В 1974 году меня пригласили в районный комитет партии, где первый секретарь райкома партии Фаина Мартыновна Шкурко предложила мне возглавить Вишневский поселковый Совет народных депутатов.
Немного подумав, я согласился. Да и как не согласиться, когда тебе говорят: «Партия тебе доверяет возглавить ответственный участок. И надеемся, ты, как молодой коммунист, оправдаешь доверие».
И вот с 1974 по 1983 годы я был, как говорят сейчас, мэром нашего райцентра. При поселковом Совете было 36 избранных народом депутатов. И, что удивительно, они все были очень активные, поддерживали все мои задумки и начинания. С первых дней хотелось многое сделать. И мы делали. Особое внимание уделяли благоустройству, озеленению. Договорившись с руководством Ерейментауского лесничества, стали завозить и высаживать в Вишневке сосны. Сажали их, строго соблюдая все агротехнические требования. Был у нас депутат А. Я. Маевский – сам железнодорожник, но в молодости когда-то окончил техникум лесного хозяйства. Так он, когда мы сажали сосны, строго контролировал, чтобы ямка была 2х2 метра, вниз укладывали камень, песок, а затем хорошо удобренную землю. Поливали.
Вот поэтому они и принялись, и теперь радуют аршалынцев. Правда, из года в год их становится все меньше и меньше. Недавно я специально посчитал: на центральной улице райцентра мы сажали 43 сосенки, сегодня осталось около десяти. А все потому, что деревца гибнут. По агрономии, где сосны растут, там и березки должны быть. У нас же сегодня тополь все забивает…
Занимались мы также благоустройством. Устанавливали заборчики. Все посадки разбили по организациям. Уход был за деревьями. И это, я считаю, было правильно. Живешь в поселке – делай его чище, зеленей. И не чужими руками, а своими.
В 1983 году в пос. Вишневка случилось ЧП. При выполнении буровых работ на Вишневском щебзаводе № 5 погибли 8 рабочих. Меня вызвали в райком партии и сказали: «Есть необходимость возглавить предприятие». Делать было нечего. Пришлось срочно переквалифицироваться. Наступала зима. План не снимали. Вот где пришлось попотеть. В полном смысле этого слова. Тогда Союз был. Подрядчик у нас находился в Новосибирске, техническая инспекция – в Ташкенте, сам завод подчинялся Целинной железной дороге. Тяжело было. Сутками находился на заводе. Но вытянул.
За три года, что я руководил щебзаводом, мы полностью реконструировали его: обновили галереи, питатель, конусовую щековую поменяли. Чтобы во всем этом понимать, пришлось поступить в Целиноградский инженерно-строительный институт. Постепенно все нормализовалось. Завод вышел в передовые. Но душа у меня рвалась к дорогам. Не в моем стиле сидеть директором в кабинете. Мне нужны были воля, простор, новизна. И когда освободилось место в районном автодоре, я попросился у бывшего председателя районного Совета народных депутатов Александра Степанова обратно в ДЭСУ-443.
– Ой, а кого я на завод поставлю? – посетовал он.
– Да того же инженера Николая Кобзева. О нем хорошие отзывы на Вишневском заводе железобетонных шпал, – ответил я.
А. Степанов согласился. И вот с 1984 года я вновь в райавтодоре. Тогда первым секретарем райкома партии была уже Раиса Григорьевна Коваль.
Мы с ней сработались: за два года втянули в район немало инвестиций. У нас работали шесть подрядных организаций. Закончили строительство моста под Тургеневкой. С нуля построили два моста в сторону Николаевки, через реку Маялды и Сухую речку. В Волгодоновке построили новый мост через реку Ишим. Деньги государство выделяло огромные. Нужны были только проекты. И мы их при поддержке Р. Г. Коваль делали. Финансирование шло через наш райавтодор.
В те годы впервые был запущен проект по долевому участию в строительстве дорог. И мы вместе с Н. Скрипник, в то время работавшим в с. Раздольное и исполнявшим обязанности директора совхоза «Берсуатский», подписались. И начали с нуля прокладывать дорогу от республиканской автотрассы до с. Раздольное. Здесь хорошо помогал бригадир Н. М. Лещинский, который выделил нам четыре мощных бульдозера.
Потихоньку мы подключились и к строительству дорог в Михайловском, Константиновском направлениях, а затем дошли аж до границы Ерейментауского района. В это время были построены также дороги от села Береке до станции Сары-Оба. С нуля построили также автодороги: вокруг станции Сары-Оба и от станции Сары-Оба до села Сараба, от села Нововладимировка до села Акжар и от села Акжар до села Дальний Акжар, которое граничит с Ерейментауским районом. Объем был выполнен огромный. Ведь все дороги мы строили с нуля.
И здесь началась перестройка. Потом распался Советский Союз.
– И что, Вы опустили руки?
– Да нет. Обидно было. Асфальт не доложили до Белоярки. Четыре километра не дотянули до с. Михайловки. Не закончен был ряд работ на дорогах в направлениях Волгодоновка – Береке; Береке – Нововладимировка, ст. Сары-Оба – с. Сараба. В результате перестройки все дорожные службы были ликвидированы. Все дорожные работы стали выполняться на конкурсной основе. Тяжело было. Не было денег, чтобы платить зарплату, налоги и т. д. Порой зарплату выдавали водкой, сигаретами, колбасой. Чтобы выжить, по совету друга, взял 100 гектаров пашни. Отсеялись. Получили урожай. Стало полегче. Поняли: дело стоящее. Теперь у нас с сыновьями уже почти 4 тыс.га. Чтобы вовремя сеять и убирать хлеб, покупаем новую, современную технику, семена, удобрения. Радует, что отдача от пашни ежегодно растет. И все же главное свое дело – строительство дорог – не забываю. Оно у меня в приоритете.
За годы Независимости Республики Казахстан значительно изменилось отношение к автодорогам. Они, как кровеносные сосуды, двигают экономику страны вперед и должны содержаться в надлежащем состоянии. Удалось нам даже поучаствовать в строительстве одного участка республиканской автотрассы Астана – Караганда.
Будем и дальше участвовать в конкурсах. Жизнь не остановилась, она идет вперед. Нам бы не опоздать за ней…
Вот так насыщенно и плодотворно проходят трудовые будни Владимира Александровича Балашова. Он создал прекрасный коллектив, куда с большим удовольствием приходят работать молодые люди и добром отзываются ветераны предприятия, которым здесь уделяется должное внимание. Всегда рядом с Владимиром Александровичем его верная супруга – Ольга Ивановна. Почти 50 лет они вместе. Любовь с первого взгляда не гаснет. Живут душа в душу. Воспитали троих детей, сегодня радуются восьми внукам. К общему делу Владимир Александрович подключил и своих детей: дочь Татьяну и сыновей Сергея и Ивана. Теперь парни во многих случаях больше стали брать на себя, во всем и всегда являясь надежной опорой отцу. Пусть так и будет! Пусть жизненные дороги Владимира Александровича длятся еще долго-долго, доставляя радость людям.
Александр ДМИТРИЕВ.
Аршалынский район.