Аршалынский: что привлекает инвесторов

Одним из главных факторов инвестиционной привлекательности любого региона является его географическое расположение. Близость к столице при этом играет ключевую роль. Рынок сбыта, прежде всего строительных материалов, гарантирован.

Подтверждением этому являются данные, приведенные на брифинге, прошедшем на площадке РСК, акимом Аршалынского района Муратом Балпаном.

Инвестиции в основной капитал выросли более чем в два раза и составили 122 млрд тенге. Только в этом году в районе введены в эксплуатацию две ветровые электростанции, до конца года планируется ввести в эксплуатацию еще три.

В числе реализованных в районе крупных проектов: заводы по производству железобетонных изделий (ТОО «SG Beton»), забутовочного кирпича (ТОО «SG Brick») мощностью 120 млн кирпичей в год, асфальтобетонного завода (ТОО «Техно-2») мощностью 2 тыс. тонн готовой асфальтной смеси в сутки.

– На перспективу нами прорабатываются проекты строительства завода по производству керамической плитки в сельском округе Елтоқ, строительство производства по выращиванию грибов в Акбулакском сельском округе, завода по сборке компьютеров в сельском округе Жибек Жолы.

– В районе сформирован пул из 18 проектов с объемом инвестиций более   300 млрд тенге, который является реальным резервом роста экономики и создания новых рабочих мест, – информировал Мурат Сагатович. – Впервые за последние годы на 1,5 млрд тенге увеличен план по собственным налогам.

Так что на отсутствие рабочих мест и наполняемость бюджета сетовать не приходится.

Аршалынский район быстро становится индустриальным. Возможно, развитие промышленного производства косвенно является одной из причин некоторого снижения производства сельскохозяйственной продукции. Но в нынешнем нелегком для сельчан году похожая ситуация не только в этом пристоличном районе.

В связи с сокращением поголовья птиц в ПК «Ижевский» снизилось производство яиц. Поголовье коров уменьшилось на 407 голов.  Но даже при этом возросло поголовье лошадей, овец и коз. Главным образом за счет новых ферм (за последние два года – 8) мясного направления и одной молочно-товарной фермы на 55 голов. На стадии реализации находится проект по строительству молочно-товарной фермы на 600 голов ТОО «Temir Agro».

В селе Жалтырколь ведется строительство третьего этапа птицефабрики по производству мяса птицы ТОО «Ак-Дала Агро», проектной мощностью 6 тыс. тонн мяса в год.

В Аршалынском районе, как и в остальных прилегающих к столице, в   отличие от отдаленных сельских регионов, сальдо миграции положительное. Но назвать точное количество проживающих в нем людей проблематично.

Так, по словам Мурата Сагатовича, в поселке Жибек Жолы официально зарегистрировано 10 000 человек. Проживают многократно больше. Отсюда нагрузка на инфраструктуру, загруженность социальных объектов. Основная часть проектов по программам «Ауыл – Ел бесігі» и «Развитие окраин города Астаны» реализуется как раз на территории этого сельского округа.

Из выделенных на строительство инфраструктуры района 19 млрд тенге на поселок Жибек Жолы приходится 12. В нескольких микрорайонах построены и введены в эксплуатацию 54 км водопроводных сетей. До конца года будет введена рассчитанная на них насосная станция. В будущем году завершится   работа по строительству водопроводных сетей в еще нескольких микрорайонах.

Немалые средства вкладываются в строительство и ремонт дорог. В текущем году на эти цели выделено порядка 12 млрд тенге, отремонтировано 111 км дорог в девяти населенных пунктах района, включая две дороги областного значения.

В поселке Жибек Жолы только за последние годы заасфальтировано более 100 км улиц.

Проблема перегруженных автомобилей, везущих щебенку, отсев и разбивающих асфальтовое покрытие, обсуждается сегодня на всех уровнях. Дороги – достояние общее, деньги на их строительство и ремонт уходят государственные. Приводят их в негодность большей частью грузовики, работающие на частный бизнес… Ничего при этом не компенсируя. А за состояние дорог спрашивают, конечно, с местных органов власти.

Нельзя не согласиться с Муратом Сагатовичем: «Решить проблему могут только современные видеокамеры, фиксирующие и номер автомобиля, и суммарный вес перевозимого груза». По его словам, сейчас профильные министерства работают над этим вплотную.

В силу опять же географического расположения района газификация пришла к аршалынцам раньше, чем к другим акмолинцам. Уже газифицировано 16 населенных пунктов, подключено более полутора тысяч индивидуальных жилых домов.  В 2024 году планируется завершить реализацию проекта «Строительство газовых сетей в с. Жибек Жолы».

Но установка газового оборудования обходится среднестатистической сельской семье в сумму от 600 000 тысяч тенге до миллиона. Не всем это по карману.

Руководство района подготовило пакет документов, необходимых для принятия решения о частичном субсидировании подключения к газоснабжению домов социально уязвимых слоев населения.

Читайте также