Акмолинский областной русский драматический театр неоднократно обращался к классике. В репертуаре театра – и «Бесприданница» А. Островского, и «Гамлет» У. Шекспира, и «Мертвые души» Н. Гоголя. На днях список пополнила драма «Станционный смотритель» по одноименному произведению А. Пушкина в постановке режиссера Тимура Кулова.
О судьбе станционного смотрителя зрителям рассказали лошади, оставшиеся беспризорными после смерти хозяина. Когда-то на станции кипела жизнь, а сейчас – глушь и тоска. Только изредка, случается, занесет кого-нибудь нелегкая, как эту барыню, что приехала из Санкт-Петербурга с тремя барчатами, нянькой и моськой…
Для барыни старый дом, где сейчас живет пивовар с женой и ребятишками, когда-то был родным. Недалеко, на старом кладбище, похоронен ее отец, станционный смотритель Самсон Вырин (Владимир Овчинников). Как знать, может быть, по-другому бы сложилась их жизнь, если бы не занесла на станцию судьба гусара Минского (Тимур Валиев)…
Казалось бы, сюжет знаком каждому со школьных лет. И прием, когда актеры – то кони, то люди, тоже играет на руку развитию сюжета. Но к середине спектакля у автора статьи возникло стойкое ощущение, что все происходящее – и станция, и кони-люди, и Дуня, и Минский – это больная фантазия когда-то контуженного Вырина. И на самом деле он сейчас не стоит на перекрестке у дома Минского, а лежит в окопе и бредит…
Привлекают внимание интересные актерские работы. Анатолий Егорин мастерски воплотил самые разные образы: и лихого гусара, и прижимистого стряпчего, и учителя танцев, и даже строптивого станционного конька. Очень трогательно смотрелась Дуня (Оксана Гречанникова), сменившая меховую горжетку на старое пальто, в одно мгновение превратившись в озорную девчонку, любимицу отца.
Режиссер сумел наполнить небольшой рассказ действием и превратить в полноценный спектакль. Все, что оставалось за кадром, высвечивалось над головами героев – комментарии «автора», названия частей, перевод с «немецкого», оказавшегося почему-то казахским… Впечатление от титров, впрочем, портили ошибки, и грамматические, и пунктуационные. Все же хотелось бы, приходя в театр, рассчитывать на грамотную речь, и устную, и письменную. Вызывал диссонанс и резкий контраст между оригинальным пушкинским текстом и додуманными и дописанными диалогами, смесью «а подите-ка сюда, мистер» и «я, конечно, дико извиняюсь…»
Но вернемся к содержанию спектакля.
– Давно хотел поставить Пушкина, – поделился Тимур Кулов. – Это классика, а в ней можно найти новые пласты. В «Повестях Белкина» меня всегда привлекал «Станционный смотритель», Самсон Вырин – самый неоднозначный и поэтому очень интересный персонаж. Сам автор трижды подчеркивает в произведении, что станционный смотритель – бывший солдат. По-моему, он так и не смог вернуться с войны. И в этом в первую очередь его трагедия. Поэтому и возникает вопрос: почему Дуня покинула отчий дом? Уехала она из-за любви к Минскому или все-таки бежала от отца?.. И еще один вопрос: сколько таких Самсонов Выриных еще будет?..
Поэтому декорациями служат чемоданы, которые служат и стойлом для лошадей, и нехитрой мебелью, и надгробиями в последней сцене…
Как зритель, я не увидела в Самсоне Вырине отца, от которого хотелось бы бежать. С дочкой он весел, любимую Дуню на спине катает и спать укладывает, работу выполняет с удовольствием, с постояльцами приветлив… А то, что герой рассказывает про бои – так после войны, я думаю, немало было разговоров и воспоминаний…
После спектакля артистов встретили аплодисментами и цветами, в соцсетях под постом о премьере – восторженные комментарии: «Восхищению и эмоциям нет предела! Словами не передать те чувства, которые артисты смогли передать со сцены… Хочу отметить актера Владимира Овчинникова. Его роль прочувствована до глубины души. Своей игрой он смог передать те чувства, которые испытал отец Дуни…», «Прекрасный спектакль, трогает душу. Актерский состав, свет, музыка – все сложилось!»
Так о чем же «Станционный смотритель» в прочтении Тимура Кулова? Кто такой главный герой, «самый сложный персонаж», по мнению режиссера, – маленький человек, солдат, контуженный войной, несостоявшийся отец?.. Мне кажется, каждый зритель найдет свой смысл. У меня спектакль вызвал стойкое желание перечитать классика. Как мне кажется, это уже не плохо.
Султан ГАЛЫМОВ.