Бродячие животные. Вопросов больше, чем ответов

Проблема бродячих животных по-прежнему беспокоит акмолинцев. Жители области не раз выступали в соцсетях с жалобами на то, что собак продолжают отстреливать, причем в людных местах, и свидетелями жестокости становятся дети. Впрочем, и бездомных собак и кошек меньше, кажется, не становится. Конкурс госзакупок на отлов, стерилизацию, вакцинацию животных был проведен еще в начале февраля, в 18 регионах области из 20 его выиграло ТОО «ҚазШосқұрылыс», но только на днях на брифинг в РСК пришел его руководитель Ардак Тапалов.

Впрочем, на вопросы он отвечал неохотно. К примеру, сказал, что никакого отстрела не было. На вопрос, почему не вернули хозяевам отловленных по ошибке домашних животных, ответа мы не получили. Не смог Ардак Тапалов ответить и на вопрос, где содержали животных, когда у ТОО еще не было пункта временного содержания, если их не умерщвляли…

По словам заместителя руководителя облуправления ветеринарии Ибрагима Балтабая, в области с начала года отловлено 4 244 собаки, умерщвлено 1 652, стерилизовано, вакцинировано и идентифицировано 2 592. Однако осталось неясным, куда направляются из пунктов временного содержания уже вакцинированные, стерилизованные и чипированные животные? В цивилизованных странах их отпускают обратно в места обитания. Однако в областном центре чипированных собак мы пока не встречали. Впрочем, как оказалось, в «Правилах отлова, временного содержания и умерщвления животных в Акмолинской области», размещенных на портале adilet.zan.kz, речь о вакцинации и стерилизации вообще не идет. Как и следует из названия, правила описывают лишь отлов бродячих зверей, кормление, параметры клеток, а также гуманное умерщвление.

По данным Ибрагима Балтабая, на решение проблемы бродячих животных в регионе выделено 96 млн тенге. Но как убедиться, что деньги тратятся по назначению?

– Поставщика услуг напрямую мы проверить не можем. Однако на местах, в районах, откуда поступают заявки, со службой отлова может присутствовать представитель местного исполнительного органа. Готовится акт отлова, также предоставляют фотофиксацию, когда отлавливают и стерилизуют животное, – пояснил Ибрагим Балтабай.

А может быть, нужно, чтобы в отлове принимали участие не представители МИО, у которых и без того дел немало, а активные общественники? Тогда и к подрядчикам доверия будет больше, и о гуманном отношении к животным можно будет не переживать. Пока же остается только догадываться, как происходят эти самые «процедуры отлова и стерилизации», и происходят ли вообще…

Говоря о количестве заявок от жителей регионов, поступающих через службу 109, руководитель управления ветеринарии пояснил, что обращений много. Чаще – из Целиноградского, Аршалынского районов и города Кокшетау. Заявки отрабатываются не сразу, так как «ҚазШосқұрылыс» обслуживает практически всю область. Отдельная бригада существует только в Кокшетау.

Между тем, по словам руководителя ТОО «ҚазШосқұрылыс» Ардака Тапалова, в компании работают всего четыре отловщика и один ветеринарный врач: «этого достаточно». Остается только удивляться, как они успевают выезжать во все 18 регионов области.

Спрашивали на брифинге и о пункте временного содержания животных, который есть у ТОО «ҚазШосқұрылыс» в Зерендинском районе. В ответ прозвучало, что там созданы условия для одновременного содержания до 120 собак и кошек. Там же находится крематорий, где сжигают умерщвленных животных. И снова но: выяснить, в каких условиях содержатся животные, есть ли в пункте оборудованная ветклиника для их стерилизации и чипирования и вообще – проводятся ли эти процедуры, не закрепленные правилами, – пока не получилось…

Таисия СВЕТЛАЯ.

Читайте также