О том, сколько проблемных проектов не будут завершены до конца текущего года, кто должен следить за качеством дорожно-строительных работ, на брифинге в РСК рассказал руководитель облуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Владимир Кулаков.
– Одним из проблемных сейчас является проект по реконструкции улицы Т. Бегельдинова в городе Акколе: на него в этом году было выделено 700 млн тенге из республиканского бюджета. Однако в связи со слабой организацией работ подрядчиком 500 млн тенге нам придется перераспределить на другие объекты, где работают с опережением графика. Сегодня перевыполняют план подрядные организации в крупных населенных пунктах пригородной зоны Астаны, где есть хорошие возможности для работы: рядом заводы, карьеры, налажены поставки битума… Также проблемные подрядчики работают на улицах Заводская, Сейфуллина г. Макинска и в селе Вознесенка Буландынского района, мы тоже перераспределим средства на те проекты, которые выполняются добросовестно, – отметил спикер.
В целом серьезных проблем нет, работа идет: самое главное, появилась возможность перераспределить средства ответственным подрядчикам, чтобы не возвращать их обратно в республиканский бюджет.
– И все-таки, как в будущем собираетесь бороться с недобросовестными подрядчиками, которые на протяжении нескольких лет тормозят благоустройство нашего региона?
– Мы можем подать в суд на недобросовестного подрядчика и будем судиться, к примеру, полгода, но за это время в нашем регионе закончится строительный сезон, дороги останутся без ремонта. Пока мы с ними ежедневно работаем, штрафуем, но в суд подаем в крайнем случае: по предписанию ГАСКа о некачественной работе, когда используются несоответствующие материалы, отремонтированный участок не соответствует заявленным требованиям по толщине, уплотнению, водонасыщению. Сами подрядчики все это знают, работают над устранением недостатков.
– Кто должен контролировать качество?
– Технадзор и Национальный центр качества дорожных активов. То есть, чтобы провести работы качественно и исключить коррупционные риски при освоении бюджетных средств, в обязательном порядке осуществляется пятиступенчатый контроль: технический и авторский надзор, государственный архитектурно-строительный контроль, а также контроль Национального центра качества дорожных активов по Акмолинской области и лабораторий подрядных организаций. Они отбирают пробы асфальтобетонного покрытия, щебня и других применяемых материалов, проводят лабораторные испытания, на основании которых выносится заключение о соответствии применяемых строительных материалов.
Руководитель ведомства заверил: вопрос качественного и своевременного завершения строительства и ремонта дорог находится на постоянном контроле облуправления.
Говоря о планах на будущее, Владимир Кулаков отметил: в профильные министерства поданы заявки на 2024 год на сумму более 80 млрд тенге. Ожидается выделение не меньших средств, чем в этом году.
Также руководитель облуправления рассказал, что в текущем году на реализацию 311 проектов по строительству и ремонту тысячи километров автодорог местного значения было выделено 75 млрд тенге. По программе «Комплексный план социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к г. Астане» планируется отремонтировать 170 км в 21 населенном пункте. Планируется построить более 40 км в 6 населенных пунктах по программе «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры окраин г. Астаны». По «Ауыл – Ел бесігі» отремонтируют более 80 км в 27 населенных пунктах. По «Развитию регионов» – 370 км в 120 населенных пунктах, а по «Развитию моногородов и малых городов» – более 10 км в трех населенных пунктах. По программе «Развитие Щучинско-Бурабайской курортной зоны» отремонтируют 5 км улично-дорожной сети п. Бурабай, еще более 350 км – по проекту «Строительство и ремонт автомобильных дорог областного и районного значения».
– В этом году завершено строительство моста на автодороге Жалтыр – Макинск: он был введен в эксплуатацию в августе и считается одним из крупных проектов, который мы реализовали в течение двух лет. Сегодня продолжается капитальный и средний ремонт автодорог Щучинск – Степняк – Валиханово, Восточный обход г. Астана – ст. Сарыоба, Бабатай – Волгодоновка – Береке – Булаксай, Жалтыр – Макинск, Щучинск – Николаевка, Бурабай – Катарколь, Коргалжын – Арыкты – Сабынды, Жаксы – Державинск, Есиль – Свободное – Раздольное, Жолымбет – Шортанды – Пригородное и других, – резюмировал Владимир Кулаков.