Мусорные свалки как данность. И неизбежность?

«Почему за мусорные свалки подвергают штрафам сельских акимов? После вступления в силу нового Экологического кодекса РК размер штрафов вырос существенно. Но куда можно и нужно вывозить твердые бытовые отходы, если на территории района нет ни одного узаконенного полигона?»

Проблему штрафом не решить

С этим вопросом обращались депутаты маслихата Целиноградского района на совместном заседании отраслевого совета туризма и экологии Региональной палаты предпринимателей и комиссии по экологии, ЖКХ и сельского хозяйства при общественном совете Акмолинской области.

С полным на то правом можно утверждать, что они выражали точку зрения и людей, имеющих отношение к этой проблеме, из других районов: Аккольского, Аршалынского, Бурабайского, Егиндыкольского, Зерендинского, Коргалжынского, Биржан сал, города Косшы. Полностью узаконенных мусорных полигонов нет и там.

Разъяснения, данные чуть позже на брифинге в РСК руководителем департамента экологии по Акмолинской области Кадырханом Бейсенбаевым: «Теперь штрафам подвергается не сельский аким, а заместитель акима района, курирующий сферу ЖКХ и благоустройства», сути не меняют. Полигонов ТБО, оформленных по всем правилам, в области 24 из 130. На остальные имеется земельный акт. И пока не более того.

Проекты и прожекты

В пристоличных районах проблемы с земельными участками для мусорных полигонов. Они должны быть вдали от столицы, аэропорта, не располагаться на территориях, где есть подземные источники пресной воды… Список требований обширен и серьезен. И тот факт, что ТБО, прежде всего строительные, главным образом как раз из Астаны на территорию районов и вывозят, роли не играет. По принципу «не пойман – не вор». Прозвучавшие предложения: увеличить количество камер видеонаблюдения, строже спрашивать с полицейских заведомо не реалистичны. Непонятно, где эти камеры размещать, где полицейским засаду делать…

Председатель комиссии по экологии, ЖКХ и сельского хозяйства при областном общественном совете, член отраслевого совета по туризму и экологии Мариям Абишева этой проблемой занимается не первый год. Она убеждена в том, что строительство полигонов, их последующая рекультивация проблему кардинально не решат: «Необходимо рассмотреть вопрос строительства предприятий и заводов по глубокой переработке ТБО, включая органические отходы, которые в общем объеме составляют 42%. Сегодня имеются различные инновационные технологии, нужно привлекать инвесторов в этих целях. Строительство такого завода   обойдется не дороже оборудования нового полигона».

Большинство участников интересного и конструктивного заседания сочли такое предложение по меньшей мере преждевременным. По многим причинам. Нежелание и неумение населения сортировать мусор, опускать его в разные контейнеры – среди них отнюдь не главные.

Уверена, что научимся это делать быстро. Желание и готовность есть у большинства акмолинцев. Но контейнеров для раздельного сбора мусора нет. А если и есть, то дальше куда отправлять этот пластик, жесть, стекло?

– Даже при раздельном сборе мусора большая часть пластика идет на захоронение. Грязные бутылки, игрушки, флаконы от шампуней никто не принимает, – директор ТОО «Курылыс-МТК» (полигон г. Степногорска) Динара Жуманова сталкивается с этой проблемой ежедневно. – Для полной переработки остается мизер. Мусороперерабатывающие заводы возможно строить только близ городов-миллионников и при отлаженной, не дающей сбоев системе поставок сырья.

Увы, печальным подтверждением этому является факт: в Казахстане до сей поры таких заводов нет. Отстроенные за немалые деньги в Алматы и Астане остановились, не работают. И в самом лучшем случае, если работы возобновятся и пригодного для переработки мусора будет достаточно, без мощной государственной поддержки работать не смогут. Во всех странах мира такие предприятия выживают за счет субсидий.

Далее. Согласно Экологическому кодексу, при выборе площадки для строительства завода нужно организовать общественные слушания, заручиться согласием местного сообщества. С большой долей вероятности можно предвидеть такую позицию: «Стройте, где угодно, только не у нас».

Так что «ищите, привлекайте инвестора» не сработает. Не пойдет инвестор в эту заведомо убыточную сферу. Во всяком случае, без твердых государственных гарантий.

«Свет в конце тоннеля» придется зажечь самим

Председатель постоянной комиссии Акмолинского областного маслихата по вопросам экономики и бюджета Марат Койшибаев: «Вблизи каждого населенного пункта по факту есть несанкционированная свалка. Так было и есть».

Действительно, бессмысленно отрицать очевидное. Нужно из этого исходить. Не первый год идет речь о том, что вблизи крупных сел нужно обустроить площадки временного хранения ТБО. И уже оттуда свозить мусор на полигоны. Так может их как раз и стоит организовать на месте этих свалок?

Председатель совета туризма и экологии РПП Кайрат Султанов, резюмируя предложения участников совещания, сформулировал основные пункты столь необходимой программы действий.

Прежде всего, маслихатам области, районов и городов рекомендовано утвердить единую ставку тарифа на вывоз ТБО с соответствующей градацией. К примеру, для городов с населением более 100 тыс. человек, курортных зон (Зеренда, Щучинск, Акколь), для пристоличных регионов в рамках агломерационных мероприятий.

Бюджетным организациям рекомендовать заключать договоры на утилизацию ТБО. Сегодня часто руководители детских садов, школ, больниц утверждают: «У нас мусора немного. Тот, что есть, нам вывозит ТОО». Вывозят, конечно. Вопрос: куда? К примеру, на полигоне в Сандыктауском районе их машин не видят. Руководитель ТОО «Балкашинский коммунальщик» Ксения Вострикова: «Что-то в печах сжигают. Но куда вывозят золошлак? Его же в отопительный сезон немало скапливается. После каждого субботника к нам привозят столько веток, строительного мусора. Тоже без договора».

Нет договоров – нет денег на обустройство полигона. И появляются в красивейших местах горы зольных отходов, близ которых десятилетиями даже трава не растет.

Так что, видимо, в Дорожной карте по поводу заключения договоров вместо формулировки «рекомендовать» нужно записать «обязать». Против этого активно выступают предприниматели. Но вряд ли такой пункт  будет незаконен: за вывоз и утилизацию мусора платить обязаны все.

Кайрат Абайдоллаевич не первый год на всех уровнях, в том числе и на правительственном, задает вопрос: «Откуда берутся цены на проектирование и строительство?»

Частные организации (других в конкурент-ной среде быть не может) делают ПСД, ТЭО не менее года и за десятки млн тенге. Одно только экологическое заключение – не менее 15 млн. При том, что полигон заведомо сложным инженерным сооружением не является.

Его предложение: один типовой проект корректировать с привязкой к местности. Но для этого нужны изменения правил опять же на уровне Правительства.

По информации облуправления энергетики и ЖКХ, в целом по области не хватает 3 730 контейнеров, 23 мусоровоза.

– Нужно рассмотреть возможность сборки контейнеровозов и септиковозов на нашем  заводе по сборке «КамАЗов». Будет быстрее и дешевле, – предлагал Кайрат Султанов.

Понятно, что дело это непростое. Нужны иные сборочные линии. И главное – согласие владельцев завода. Но ведь Дорожная карта – это не декларация о намерениях, а программа конкретных действий. Без которых мусорные свалки превратятся в неизбежную часть пейзажа.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также