Почему гараж оказался ненужным

В этом году за сообщение о фактах коррупции поощрено 13 акмолинцев на сумму 2 млн 140 тыс. тенге.
Такую информацию на брифинге, прошедшем на площадке РСК, предоставил руководитель областного департамента по противодействию коррупции Асхат Оразхан.

Размер каждого вознаграждения зависит от категории преступления: от 30 до 100 МРП. Если сумма взятки превышает 1 000 МРП, то лицо, сообщившее об этом, может получить 10% от этой суммы, но не более 4 000 МРП (порядка 14 млн тенге).

Поощрение осуществляется в случае вступления в законную силу постановления или обвинительного приговора суда. Или если дело прекращено по не реабилитирующим основаниям.

Несомненно, такая информация играет роль в противодействии коррупции, но действовать приходится постфактум. Хотя поиск ответов на вопросы, почему преступление стало возможным, почему его совершил именно этот человек… – часть системной работы, проводимой антикоррупционным ведомством.

«Наша цель – не добиваться количественных показателей, а исключать рецидивы», – подчеркивал Асхат Оразханович.

Карта коррупционных рисков, разработанная на основе результатов социсследований, анализа жалоб граждан, уголовных дел и правовой статистики, как раз и является результатом системной, аналитической работы.

В нашей области в числе наиболее проблемных – вопросы сфер сельского хозяйства, земельных отношений, экологии, дорог и инфраструктуры, бизнеса…

Были выявлены серьезные коррупционные риски в вопросах обеспечения сельхозтоваропроизводителей дизельным топливом по льготной цене. Не были урегулированы ни порядок согласования объема и доставки дизельного топлива, ни процесс отбора оператора для реализации ГСМ. А главная проблема – в отсутствии единого подхода к предоставлению льготного топлива по всей стране.

– Отсюда и возможность коррупционных деяний. Вам уже известен случай с экс-руководителем областного управления сельского хозяйства, осужденным за получение взятки, – обращался к журналистам Асхат Оразхан. – Совместно с акиматом области мы обеспечили прозрачность процедуры определения операторов дизтоплива путем вовлечения самих фермеров в этот процесс.

В итоге более двух тысяч аграриев региона в прошлом и текущем годах получили льготные ГСМ и смогли своевременно провести на местах посевные и уборочные работы. Одновременно направили предложения законодательного характера в Агентство по противодействию коррупции. В результате Министерство сельского хозяйства утвердило единые для всех казахстанских фермеров Правила поставки ГСМ.

Земельные вопросы по-прежнему остаются одними из острых. Эта сфера также подвержена значительным коррупционным рискам. В прошлом году за совершенные хищения осужден завсектором отдела земельных отношений города Кокшетау.

– Когда в рамках внешнего анализа коррупционных рисков мы стали изучать эту ситуацию, то оказалось, что законодательством не предусмотрен отдельный порядок предоставления дополнительных земельных участков. Это позволяет МИО в своих интересах одним лицам предоставлять дополнительные земельные участки, а другим – отказывать, – разъяснял алгоритм превентивной работы Асхат Оразханович. – Мы направили соответствующие рекомендации в Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ, сейчас их рассматривают.

Дает результаты комплексная работа и в сфере экологии, а именно, в рыбохозяйственной деятельности. В частности, выявлено незаконное рыболовство на водоеме Мырзакольсор – накопителе хозяйственно-фекальных и промышленных стоков областного центра. Надо ли говорить, что вода и рыба в нем не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам.

При этом рыбу там ловили и продавали не только в Кокшетау, но в Астане, Петропавловске… По инициативе департамента по противодействию коррупции распоряжением акима области Мырзакольсор исключен из перечня рыбохозяйственных водоемов.

Немаловажный превентивный инструмент – мониторинг госзакупок. Основная задача – предупредить искусственное завышение стоимости товаров уже на стадии планирования. При установлении завышенных цен на госзакупки направляются рекомендации. Заказчики пересматривают и корректируют планы госзакупок или отменяют их.

К примеру, предприятие «Кокшетау Су Арнасы» планировало приобрести модульный гараж на 12 машиномест на сумму 169,5 млн тенге, в то время как среднерыночная стоимость такого гаража составляет 108 млн тенге. После вмешательства антикоррупционного ведомства организация вовсе отказалась от намерения приобретать гараж.

Всего с начала года удалось сэкономить свыше 1 млрд тенге бюджетных средств.

Асхат Оразханович подчеркивал: «Мы даем рекомендации только на планируемые закупки госорганов, не вмешиваясь в процедуры уже объявленных».

В завершение брифинга он обратился к акмолинцам с активной гражданской позицией, пригласил стать участниками проекта «Антикоррупционное волонтерство», цель которого – привлечь как можно больше волонтеров к антикоррупционной деятельности: «Антикоррупционным волонтером может стать любой желающий, нужно только обратиться в департамент, заполнить анкету. Сегодня уже порядка 60 активных граждан стали волонтерами».

Читайте также