Работа советов при областном филиале партии «AMANAT» – пример эффективной и действенной формы общественного контроля.
Понимаю, что, начиная материал с такого утверждения, рискую навлечь на себя массу негатива со стороны некоторых наших активистов, рвущихся проверять «всех и вся», считающих себя вправе в любой сфере поучать профессионалов, требовать заведомо невыполнимого…
Но не первый год в силу своих профессиональных обязанностей я освещаю работу советов, комиссий. И убеждена, что именно так и должна работать система общественного, партийного контроля: изучить проблему, выслушать профессионалов, экспертов… И лишь потом вынести реалистичные, сообразующиеся с возможностями, полностью отвечающие существующим законам и правилам рекомендации.
Прошедшее недавно заседание Совета по вопросам образования и здравоохранения – одно из многих тому подтверждений.
Почему хорошие программы дефицит кадров не снижают?
Обсуждение вопроса обучения и привлечения в регион специализированных медицинских кадров переросло в серьезный разговор об эффективности не только выделяемых уже много лет грантов на обучение в вузах и стипендий акима нашей области, но и республиканской программы «С дипломом в село».
Чтобы осознать всю остроту проблемы, надо проанализировать приведенные на заседании данные.
По информации, предоставленной членам совета заместителем руководителя областного управления здравоохранения Еленой Ивановой, медицинские организации нашей области укомплектованы врачами на 71%, средними медицинскими работниками – на 85%.
Жалобы на низкую заработную плату уходят в прошлое. В нашей области средняя заработная плата врачебного персонала – 610 тыс. тенге, среднего – 304 тыс. , младшего – 145 тыс. И процесс ее повышения еще далеко не закончен.
Желающих стать докторами стало больше, как и количество государственных грантов на обучение в медицинских вузах. Стать их обладателями вполне реально для тех, кто к этому стремился, хорошо учился в школе.
С 2011 года учреждены именные стипендии акима Акмолинской области для студентов, обучающихся на платной основе по дефицитным для нашей области специальностям. Их размер, как правило, равен стоимости оплаты за обучение. Условия получения: успешно учиться, вернуться на родину, отработать пять лет.
Количество выплаченных стипендий за эти годы – 2 604. В 2022 году на присуждение именных стипендий акима Акмолинской области выделено 110 050 млн тенге. Большая их часть предназначена именно для врачебных кадров.
Однако в числе дефицитных специальностей оказались юристы (23 человека) и будущие учителя физкультуры и спорта (46 человек). Почему? Непонятно. Но сейчас не об этом.
Очевидно, что если бы в область вернулись хотя бы 50% обучившихся за счет областного бюджета молодых докторов, их дефицит не был бы столь значителен.
Не возвращаются. Часть молодых специалистов рассматривает стипендию акима нашей области как беспроцентный кредит, после первой ступени медицинского образования деньги возвращают (если у них потребуют через суд), в интернатуре обучаются либо по государственным грантам, либо за свой счет. Перед нашей областью никаких обязательств. Или на выпускном курсе переходят на платное отделение. Девушки замуж выходят, три года декретного отпуска идут в счет отработки. Словом, вариантов много… Народ наш изобретателен.
Когда пять лет назад в КУ им Ш. Уалиханова открывался медицинский факультет, то главным аргументом в пользу этого решения звучало: наконец-то преодолеем дефицит врачей. 50 грантов ежегодно – немало и недешево.
Первые наши бакалавры стали интернами. Опять же большая часть из них – за счет грантов акима. А вот акмолинцев среди них становится все меньше. На третьем курсе наших земляков 28, на втором – шестеро. Остальные обладатели грантов акима Акмолинской области из разных регионов страны. Потому что распределяются они между претендентами (среди тех, кто «не дотянул» до государственных грантов) министерством на общих основаниях. Таковы правила. Смею предположить, что эти молодые специалисты будут очень настойчивы в своем стремлении вернуться в родные края.
Насколько эффективна эта программа – главный вопрос, поставленный членами совета перед уполномоченными органами. Что в ней можно и должно изменить? Как найти юридические механизмы для того, чтобы гранты акима Акмолинской области оставались у акмолинцев? Возможно, ужесточить требования к обязательности отработки, внести в договор пункт о штрафных санкциях в случае возврата денег…
Много вопросов вызывает и степень эффективности республиканской программы «С дипломом в село».
По информации заместителя руководителя управления экономики и бюджетного планирования Фаризы Баймановой, за весь период реализации проекта выдано 11,4 млрд тенге на приобретение жилья 3 484 специалистам и 1,2 млрд тенге подъемных пособий 7 012 специалистам.
73% оказываемых мер социальной поддержки приходится на сферу образования, 19% – на сферу здравоохранения и 8% – по остальным специальностям. В текущем году из республиканского бюджета выделены бюджетные кредиты в сумме 1 009 млн тенге для 195 специалистов и подъемные пособия в сумме 301 млн тенге для 873.
На 1 сентября 2023 года выдано 79 бюджетных кредитов на 405,9 млн тенге (в том числе в сфере образования – 58, здравоохранения – 11…).
Но вот как-то получается, что подавляющее большинство участников программы в Целиноградском и других пристоличных районах. Условия программы нарушают редко, но ведь не секрет, что, получив подъемные, приобретя жилье по льготному кредиту, набравшись опыта, специалист чаще всего устраивается на работу в столице. Имеет право. Но… Дефицит кадров приобретает хронический характер. Как и текучесть кадров.
Может все-таки инициировать внесение корректив в программу, чтобы в приоритете были отдаленные районы?
– Чтобы стать врачом, сейчас надо учиться 10-11 лет, – говорил председатель совета Нурлан Жаров. – Понятно, что специалист хочет работать в крупных, хорошо оснащенных медицинских центрах. Значит меры поддержки для же-лающих поехать в районы нужны беспрецедентные.
Это, конечно, так. Размер подъемных пособий, финансируемых из областного бюджета, постоянно растет. Но все более очевидно, что только деньгами проблему не решить.
Помню с советских времен выражение «разрыв между уровнем города и деревни». Сейчас если он и стал меньше, то ненамного. Оснащенность больниц, условия труда и быта играют огромную роль.
Чтобы свести этот разрыв к минимуму, нужны годы. Возможности бюджетов не безграничны. Значит, надо рациональнее и бережливее относиться к выделяемым на поддержку сельских специалистов средствам.
В каких школах учиться детям…
По вопросу получения качественного дошкольного и школьного образования заместитель областного управления образования Валерий Гамазов привел цифры и факты: объекты строятся, оснащаются, денег выделяется немало.
В том числе на бесплатное горячее питание для учащихся начальных классов. Их у нас в этом году 59 583.
Стоимость обеда в 2022 году доведена до 750 тенге. Это один из самых высоких показателей в республике. Но и при этом: «Готовят невкусно», «Мой ребенок этого не ест», «Давали молочную кашу и огурцы одновременно».
Жалующиеся родители должны знать, что перспективное меню разработано рабочей группой, утверждено уполномоченными органами. Доведено до отделов образования. С предложением исключить первые блюда не согласились. По рекомендациям специалистов, супы детям полезны.
В каждой школе созданы комиссии, контролирующие систему питания. Представители родительской общественности в ней есть обязательно. Так что шанс проверить самому есть всегда.
Рассмотренные на заседании совета обращения – повод еще раз обсудить проблему школ в селах, где жителей становится все меньше.
Депутат Акмолинского областного маслихата В. В. Камышанский обратился по вопросу строительства школы в с. Бирсуат Жаркаинского района.
Родители, учителя считают, что ремонтировать находящееся в аварийном состоянии здание школы смысла не имеет – дороже выйдет. Надо строить новую.
Аварийным построенное в 1969 году здание признали еще в 2019 году. В 2021 году планировали строительство нового (по программе «ДКЗ-2020»). Деньги из республиканского бюджета не выделили.
Год спустя рассматривался вопрос о строительстве новой школы за счет областного бюджета. Но в 2022 году резко выросли цены на строительные материалы. И новая школа на 80 мест обошлась бы в 1,2 млрд тенге.
И еще: строительство займет не менее двух лет. За это время количество учащихся может стать еще меньше. В этом году в школе 77 учеников. Но вот детей дошкольного возраста в селе всего пятеро…
Повторное техническое обследование здания школы проведено. Принято решение о капитальном ремонте и устранении аварийности. Это обойдется в разы дешевле. Специалисты дали предписания по каждому из проблемных участков. Контроль за качеством будущих работ – дело заказчика и местного сообщества, родительской общественности…
Еще одно обращение поступило от жителей с. Сурган Есильского района. На заседании совета по видеосвязи его озвучила Татьяна Жумабекова: «Какие знания получат наши дети, если они учатся в объединенных классах?»
Действительно, девять классов в этой школе объединены в 6 класс-комплектов. Учатся в них 34 ребенка. Двое первоклассников учатся в отдельном классе. В объединенном втором и третьем – пятеро учеников. В пятом-седьмом – семеро, шестом-восьмом столько же.
Почему объединили именно так, а не пятый с шестым? Правилами в малокомплектных школах допускается объединение двух или даже трех классов с учетом разницы в возрасте 1-2 года.
Но по словам руководителя отдела образования Есильского района Никиты Полюха, это сделано еще и в интересах учителей, при такой сетке часов больше. Следовательно, и размер заработной платы. Надо отметить, что, независимо от количества детей в классе, в сельских школах учительский час стоит не меньше, а с учетом сельской надбавки больше, чем в городской, где в классе может быть до 40 человек.
Педагогов в малокомплектной школе села Сурган – 13 человек, техперсонала – 10. Плюс к этому во время учебного процесса трудятся три охранника, в отопительный сезон – три кочегара. Итого на 34 ученика 29 сотрудников.
Понятно стремление учителей работать в родном селе, получать достойную заработную плату. И родителей понять можно. Но. Давайте все-таки «не взирая на чувства»: где уровень преподавания, качества образования выше – в школе, где есть здоровая конкуренция между учителями, взаимный контроль и обмен опытом, взаимозаменяемость? Или в школе, где учитель ведет одновременно множество предметов, в город на повышение квалификации не вырваться, потому что заменить некем?
Наши дороги, зима, транспорт… Заместитель руководителя областного управления образования Ботакоз Дюсенова разъясняет, что дальше чем за 25 км возить детей в опорные школы не рекомендуется. Кроме этого, сейчас все напуганы фактами буллинга, сексуальных домогательств… Думается, кстати, что самих фактов куда меньше, чем разговоров о них.
Кто же спорит, что рядом с родителями лучше? Но заботясь о будущем детей, может все-таки стоит подумать не только об опорных школах, но и об интернатах, где дети пять дней в неделю будут под присмотром профессионалов?
Во всяком случае, в называемых нами цивилизованными странах дело обстоит именно так.
68% всех школ области – малокомплектные. Их будет все меньше и меньше. Потому что учить там становится некого. И тенденции снижения численности и старения населения в малых селах устойчивы и долговременны.
Нужно быть реалистами (что значительно сложнее, чем «хайпующими» популистами), исходить из реальных возможностей.
Взять на себя ответственность за так называемые непопулярные решения, разъяснять, убеждать, контролировать процесс реализации принятых рекомендаций. Это тоже важная задача общественных советов.